Серия громких внешнеполитических заявлений свежеизбранного президента США Дональда Трампа наделала много шуму в информационном пространстве, но пока не вызвала серьёзных последствий.
Его предложения Канаде стать 51–м штатом США, Дании — уступить Гренландию, а Панаме — отдать контроль над Панамским каналом встретили в соответствующих странах скорее недоумение, но не беспокойство, не говоря уже о панике.
Предвыборные обещания Трампа закончить конфликт между Россией и Украиной в течение 24 часов также пока не произвели заметного эффекта. Аналитики задаются вопросом, что будущий глава американского государства собирается предпринять в данном направлении после своей инаугурации 20 января, и чаще всего приходят к выводу, что ничего особенного после этой даты не произойдёт. В лучшем случае достижение мира займёт несколько месяцев, в худшем — несколько лет.
Несколько более близкими к реальности выглядят обещания Трампа, связанные с экономикой. Например, его предвыборный призыв "Бури, детка, бури!" (Drill, baby, drill!), адресованный американским нефтегазовым компаниям и означающий поворот энергетической политики страны от поддержки возобновляемой энергетики к благоприятствованию добычи ископаемого топлива, похоже, произвёл впечатление на сырьевой рынок. Во всяком случае сразу после выборов котировки нефти просели за несколько дней на 7%.
А недавнее заявление Трампа "мы попытаемся проводить политику, при которой ветряные мельницы не будут построены" обрушило акции производителей ветрогенераторов на 7–8% за день. Эмоциональной была и реакция криптовалютного рынка на итоги президентских выборов в США. Биткоин за месяц с небольшим подорожал в полтора раза, потому что Трамп в пылу предвыборной борьбы грозился превратить США в криптовалютную столицу мира.
Впрочем, чем больше звучит заявлений со стороны будущего американского лидера, тем меньше к ним доверия. Вот уже и нефтяные котировки полностью отыграли своё послевыборное снижение. И криптовалютный рынок несколько сбавил энтузиазм: котировки биткоина откатились от декабрьского максимума на 10%. Очередной всплеск волатильности возможен после 20 января.
А дальше нас ждут четыре нескучных года, когда неожиданные высказывания Трампа будут отзываться скачками котировок различных активов, как это было во время его первого президентского срока в 2016–2020 годах.