За прошлый год петербуржцы привыкли покупать через интернет даже те товары, за которыми раньше предпочитали ходить в магазин.
По данным Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ), за период с января по ноябрь 2024 года объём онлайн–продаж в России достиг 7,9 трлн рублей. Итоги всего года пока не подведены, но, учитывая, что декабрь традиционно является сезоном высокого спроса, ожидается, что объём рынка превысит 9 трлн рублей.
Представители маркетплейсов отмечают, что такие крупные города, как Москва и Петербург, сейчас уже освоены всеми видами игроков и бизнес главным образом ориентирован на развитие региональной инфраструктуры. Но даже несмотря на это в 2024 году в Петербурге спрос на онлайн–покупки продемонстрировал уверенный рост.
Руками можно не трогать
На Wildberries в 2024 году у петербуржцев в лидерах по категориям оказались одежда, товары для красоты, обувь, бельё и текстиль для дома.
"Мы отметили резкий рост таких категорий, как крупная бытовая техника, смартфоны (в особенности iPhone, рост год к году на 380% по обороту, значительно выше общероссийских показателей), товаров категории DIY. Это связано не только с масштабированием бизнеса маркетплейса, но и со значительным увеличением количества селлеров по таким категориям, как крупная бытовая техника и DIY, а также с появлением сервиса доставки крупногабаритных товаров", — отмечают в пресс–службе Wildberries.
В компании добавили, что в целом для Петербурга характерно смещение спроса в сторону более дорогих товаров (стоимостью от 10 тыс. рублей). Их стали покупать минимум в 2 раза чаще, чем в прошлом году.
Директор департамента стратегии и развития вертикали "Авито Товары" Алексей Гевлич отмечает, что на их площадке число продавцов в СЗФО за год выросло в 2,5 раза. Самой популярной категорией товаров остаются одежда, обувь и аксессуары: на них приходится почти 43% от всех проданных в этом регионе за год товаров. На втором по популярности месте с долей почти 21% — автозапчасти. Замыкают тройку лидеров товары для стройки — на них пришлось 14% продаж.
На "Яндекс.Маркет" зарегистрировано более 10 тыс. локальных продавцов из Петербурга. Треть товарооборота в городе приходится на продажи местных продавцов. Самыми популярными и быстрорастущими категориями также оказались одежда и обувь, электроника и бытовая техника. Товарооборот площадки вырос в III квартале на 50% год к году.
В Ozon замечают, что в этом году в Петербурге наибольшим спросом пользовались товары для дома. В этой категории чаще всего покупали товары для кухни, декор для интерьера и домашний текстиль. Больше всего выросли продажи категории "Антиквариат home decor" — на 144% в штучном выражении. В ней представлены антикварные и винтажные предметы интерьера, мебели, посуда, украшения и аксессуары.
"Если говорить о ключевых тенденциях в индустрии электронной торговли в этом году — одним из главных изменений потребительского поведения стало то, что клиенты привыкают покупать онлайн те товары, которые раньше обычно приобретали офлайн. В первую очередь это выражается в значительном росте спроса, например, на парфюмерию, шубы и дублёнки в бьюти– и fashion–категориях", — добавляют в Ozon.
Кроме того, на Ozon выросли продажи мебели, товаров для строительства и ремонта, которые раньше клиенты предпочитали выбирать "вживую". В этом году спрос на товары категории DIY вырос на 84% в деньгах и 74% в штуках. Покупки мебели за 11 месяцев этого года выросли на 75% в деньгах, в штуках — на 53%.
Уходят в регионы
Эксперты рынка выделяют несколько важных трендов в развитии онлайн–торговли, которые в 2025 году, очевидно, будут продолжать усиливаться.
Президент АКИТ Артём Соколов уточняет, что один из главных трендов 2024 года — развитие регионов. В некоторых из них рост спроса превышает 60–80%, тогда как в целом по России фиксируется лишь около 40%. Как следствие — происходит изменение структуры рынка: 76% объёма в интернет–торговле сегодня генерируют регионы. На Москву и Петербург приходится всего 24% (хотя раньше было 80%).
Другой важный тренд — развитие финтеха и сопутствующих ему сервисов. Точнее, даже экосистем, в которых технологии интернет–торговли объединяются с финансовыми инструментами. В результате пользователь может, что называется, в одном окне решать сразу несколько своих задач.
"Не только интернет–торговля идёт в финтех — банки, в свою очередь, идут в интернет–торговлю. Экосистемы, супераппы — определённая часть рынка движется именно в этом направлении. Что, собственно, неудивительно: сегодня среднестатистический россиянин проводит в интернете 4 часа 32 минуты ежедневно. 80 млн смартфонов постоянно находятся в сетях сотовой связи у операторов. Это та аудитория, которая регулярно делает покупки в интернете", — подчёркивает Артём Соколов.
Эксперт добавляет, что фактически рынок находится на следующем этапе технологического развития и уже нет одного "чистого" формата торговли. Один из заметных современных трендов сегодня — универсализация бизнес–моделей. Онлайн–игроки открывают розничные магазины, а сетевая розница уже не офлайн–игрок — это омниканальная компания, где развиваются оба канала продаж. Гибридный формат торговли — то, что сегодня актуально и отличает российский ретейл. Один канал не исключает другого, а дополняет.
Регулятор не дремлет
Аналитик ФГ "Финам" Игнат Иванов замечает, что немаловажный тренд — это развитие рекламного бизнеса. Маркетплейсы превращают свои платформы в рекламные площадки для селлеров и сторонних компаний (например, девелоперов). Также происходит интеграция собственных банковских услуг и особенно карт и кошельков для оплаты транзакций. На фоне роста популярности таких сервисов в этом году, скорее всего, их начнут активно регулировать.
По мнению Игната Иванова, в этом году рынок продолжит активно расти, однако темпы замедлятся примерно до 30%. Будет давить нехватка логистических мощностей и их дороговизна, а также дефицит линейного персонала.
Представители Ozon прогнозируют, что в 2025 году рынок электронной торговли продолжит расти в первую очередь за счёт роста проникновения в регионах, в том числе — в малых городах. Например, в 2024 году число пунктов выдачи заказов Ozon в небольших городах выросло в 4 раза, до 24 тыс.
"Проникновение онлайн–продаж в России пока уступает развитым мировым рынкам, индустрии электронной коммерции есть куда расти. По прогнозам аналитиков INFOline, рынок интернет–торговли будет расти на 27,8% в год в денежном выражении и к 2028 году достигнет 28,1 трлн рублей", — заключают в Ozon.