В наступившем году темпы открытия продовольственных магазинов в Петербурге замедлятся. Продолжат развиваться мини–форматы, новых алкомаркетов станет меньше.
По словам директора департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анны Лапченко, в этом году не наблюдается ажиотажного спроса на помещения со стороны продуктовых ретейлеров. Основное внимание компании сосредоточат на определении эффективности каждого магазина и оптимизации.
"Мы наблюдаем умеренное развитие — сети проводят реконструкцию старых магазинов, обновляют форматы", — замечает эксперт.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская добавляет, что активность на рынке сохранят федеральные сети в рамках порогов доминирования — "Магнит", "Пятёрочка", "ВкусВилл" и др. В 2024 году, по разным данным, число продуктовых магазинов сократилось на 10–13%, причём крупные сети увеличили число точек, а остальные — сократили.
В 2024–м на некоторых из центральных торговых коридоров Петербурга была отмечена тенденция к увеличению количества супермаркетов. Заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова предполагает, что этот тренд сохранится. Причём заниматься этим будут и крупные сети, которые уже активно развивают новые форматы. Например, в октябре 2024 года "Магнит" представил магазин ультрамалого формата на Садовой ул, а в III квартале 2023 года на Невском пр., 120, впервые открылся сетевой магазин формата у дома, представленный компанией "Дикси".
"Такие концепции подразумевают наличие возможности перекусить, воспользоваться Wi–Fi и розетками, а также располагаются в выгодных локациях с большой проходимостью", — поясняет эксперт.
В прошлом году наиболее активно в Петербурге развивались федеральные ретейлеры и местная сеть "Семишагофф", также на 11,3% выросло количество алкомаркетов.
По мнению доцента кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Максима Черниговского, рост числа алкомаркетов в 2024 году во многом обусловлен ожидаемыми законодательными ограничениями для общепита. "Ограничение продаж алкогольной продукции в объектах общественного питания, расположенных в МКД, приводит к сокращению числа заведений, а спрос на алкоголь смещается в сторону специализированных магазинов. В 2025 году рынок алкомаркетов продолжит развиваться, но темпы роста могут стабилизироваться, так как основные игроки уже заняли значительную долю", — уверен эксперт.
На рынок Петербурга в прошлом году вышли магазины алкогольных напитков новой сети "Вингараж". Юлия Кузнецова также добавляет, что своё присутствие увеличили и существующие компании.
Уже не первый год в Петербурге ожидают открытия сети дискаунтеров "Чижик" от X5 Group.
“
"Не уверен, нужен ли “Чижик” в Петербурге и нужен ли “Чижику” Петербург. В Северной столице свой, очень специфический рынок, который отличается и от Центральной России, и от других федеральных округов. Поэтому, скорее всего, “Чижик” не откроется и в этом году", — замечает по этому поводу независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.