"Система" вошла в капитал компании совладельца гатчинского завода "Силов"

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Совладелец Гатчинского завода морской техники "Силов" продал свой личный бизнес ООО "Система". Эта компания с выручкой 3,2 млрд рублей за 2023 год торгует строительными и изоляционными материалами.

Участники проекта не раскрывают его суть, но возлагают на него большие надежды. Эксперты полагают, что речь может идти об участии "спящей" компании в конкурсных процедурах.

"Стартап, в который очень верим"

Компания "Система" вошла в уставный капитал ООО "Современные монтажные технологии" (СМТ) в середине ноября, в конце декабря СМТ поменяли адрес с Ленинградской области на Петербург. Одновременно с появлением нового собственника компания увеличила уставный капитал до 40 тыс. рублей со стандартных 10 тыс.
"Система" — крупный оптовый торговец строительными материалами и судовой изоляцией, её выручка от продаж за 2023 год СПАРК оценивает в 3,2 млрд рублей. Компания имеет офисы и склады в Петербурге, Москве и Калининграде. У СМТ в качестве основного профиля указано производство крепёжных материалов, но, если смотреть по СПАРК, каких–либо признаков хозяйственной деятельности за 8 лет существования (СМТ зарегистрированы в 2017 году) у компании, судя по всему, нет.
До конца прошлого года единственным владельцем и руководителем СМТ был Андрей Феклистов, которому принадлежит 28% ООО "Гатчинский завод морской техники “Силов”". Основная владелица "Системы" (60%) — Анна Феклистова, надо полагать, родственница Андрея Феклистова. Теперь она через "Систему" контролирует 75% СМТ, а бывший владелец сохранил 25% и пост генерального директора.
О том, с какой целью "Система" вошла в уставный капитал СМТ и чем теперь будут заниматься СМТ, Андрей Феклистов рассказывать не захотел.
"“Система” — очень большая компания. Сделка состоялась для того, чтобы как можно больше заработать. На сегодняшний день у компании “СМТ” нет никаких действующих контрактов. Это компания, которая создаётся на перспективу. Мы затеваем стартап, в который, если честно, очень верим. Он связан с судостроением в том числе", — сказал Андрей Феклистов.
Генеральный директор "Системы" Игорь Баханович от комментариев отказался.
Генеральный директор и основной владелец ГЗМТ "Силов" Игорь Леонов (чьим партнёром с 28% долей является Андрей Феклистов) на вопрос о связи будущей деятельности СМТ с возглавляемым им гатчинским заводом морской техники ответил обтекаемо: "Мы отдельно находимся от этой деятельности, мы занимаемся производством в рамках судостроения, у нас есть свои площади — площадка, здание, земля, — и нам этого достаточно. Не связаны мы ни с чем непосредственно", — сказал он.

Имиджевая составляющая

ГЗМТ "Силов" производит оборудование для судостроения и судоремонта, в каталоге продукции — иллюминаторы, двери, стеклоочистители и прочее. Компания не стремится к публичности — она не публикует финансовые результаты в системе "СПАРК" и почти не появляется в медийном пространстве.
На портале "Электронное правосудие" видны споры ГЗМТ "Силов" с ФГУП "Судостроительный завод “Море”", АО "Судостроительный завод имени Б. Е. Бутомы" из Республики Крым и с АО "Судостроительный завод “Лотос”" из Астраханской области. В 2023–2024 годах заказчиками ГЗМТ "Силов" выступали Балтийский завод и Невский судостроительно–судоремонтный завод из Петербурга. Для Балтийского завода, например, ГЗМТ "Силов" поставлял жалюзийные закрытия для энергетических установок атомных ледоколов проекта 22220.
В сентябре 2023 года отраслевой портал PortNews сообщал о заключённом прибалтийским судостроительным заводом "Янтарь" из Калининграда и ГЗМТ "Силов" контракте на поставку тяжёлых водогазонепроницаемых дверей для строительства большого морозильного траулера проекта 5670 "Виктор Гаврилов". В апреле 2024 года СМИ описывали организованную Центром развития промышленности и комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти поездку представителей 11 региональных предприятий на верфи Приморского края. Сообщалось, что четыре участника поездки, включая ГЗМТ "Силов", получили заявки на подписание контрактов, а одна компания — ООО "Ленинградский завод точного машиностроения" (ЛЗТМ) — заключила контракт на 450 млн рублей.
Впрочем, генеральный директор ГЗМТ "Силов" Игорь Леонов расценил результаты той поездки как представительские.
"Судостроение — это такая отрасль, где договоры сразу же после каких–то поездок не заключаются. Это очень инертная отрасль. Мы с большинством этих заводов и так работали, это больше имиджевая составляющая, в основном чтобы познакомиться с коллегами, с партнёрами", — сказал он.

Исторические бонусы

В бизнес–сообществе нередки случаи, когда для реализации нового проекта используют старые компании, которые до того на протяжении нескольких лет существовали только на бумаге и не вели хозяйственной деятельности. Именно так, вероятно, произошло с СМТ Андрея Феклистова.
Налоговый консультант и адвокат Елена Софинская рассматривает использование "спящих" компаний в качестве возможного бонуса.
"Если мы говорим о проектах, в которых подрядчик должен пройти какой–то конкурсный отбор в виде закрытых маркетинговых исследований или торгов, то с только зарегистрированным юрлицом туда не зайти — участвовать проще компанией, созданной задолго до даты отбора. Но дата регистрации, как правило, не единственное условие участия — важны опыт (фактическое выполнение аналогичных проектов ранее), наличие производственных и трудовых ресурсов. Впрочем, любая компания может нести риски мероприятий налогового контроля за периоды фактического осуществления деятельности в предыдущие три финансовых года. Думаю, использование “спящих” компаний может быть связано с желанием диверсифицировать риски нового проекта от основного бизнеса. Дата регистрации юрлица и отсутствие возможных проблем с налоговыми органами по предыдущим периодам рассматриваются как бонус", — говорит эксперт.
Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров не рекомендует своим доверителям использовать "полочные" компании.
"Прежние владельцы могли использовать их в каких–либо операциях, не отражённых в отчётности. Таким образом, вместе со “старой” компанией покупаются риски налоговых и иных претензий. Вместе с тем для участия в ряде тендеров требуются не только узкоспециализированные требования, например участие в СРО, но и “история”, часто подтверждаемая формально — годом создания. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда по рынку ходят “купцы” с намерением купить компании, к примеру, из строительного сектора, с необходимыми разрешениями, оборотами и опытом участия в госконтрактах. В общем, это риск, на который идут по конкретным причинам", — говорит юрист.
Досье:
ООО "Гатчинский завод морской техники «Силов»" зарегистрировано в декабре 2015 года в городе Гатчина Ленинградской области. У компании три владельца: 44% долей у генерального директора Игоря Леонова, по 28% у Евгения Елуферьева и Андрея Феклистова. Финансовые результаты ГЗМТ "Силов" не публикует.
Оба младших партнёра имеют собственный бизнес — совместно им принадлежит ООО "УК «Сигма»", Евгений Елуферьев участвует в ООО "Диджитал Рои", а Андрей Феклистов владеет компаниями "Сигма–строй" и "Современные монтажные технологии" (СМТ), основной пакет которых приобрело ООО "Система".