Ядро экономики: оборонный комплекс стал ключевым для промышленности Петербурга

Оборонный комплекс стал главным драйвером роста промышленности в Петербурге
Автор фото: Trend / Андрей Федоров / архив "ДП"

Рост промпроизводства в Петербурге по итогам 11 месяцев прошлого года оказался вчетверо выше среднероссийского.

Согласно данным Петростата, индекс промышленного производства в Петербурге по итогам января–ноября 2024 года составил 112,7% относительно аналогичного периода 2023 года. В обрабатывающих производствах показатель ещё выше — 114,5%.
Наибольший рост наблюдался в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (в 3,9 раза), компьютеров, электронных и оптических изделий (в 1,6 раза), одежды (148,1%), прочих транспортных средств и оборудования (130%), электрического оборудования (129,5%).
Наиболее значимое снижение наблюдается в выпуске мебели (58,1%), кожи и изделий из кожи (60,6%).
В Ленобласти ИПП оказался чуть скромнее — 109,2%, а самый активный темп показал выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий (138%).
Оба региона подтвердили своё реноме крупных промышленных центров, демонстрируя динамику роста выше среднероссийской. В России ИПП с ноября 2023 года по ноябрь 2024–го прибавил всего 3,7%. Это вчетверо меньше, чем рост петербургской промышленности примерно за тот же период.
"Промышленность во все времена была ядром экономики Петербурга. Сегодня отрасль обеспечивает порядка 48% доходов городского бюджета", — резюмировал данные статистического органа вице–губернатор Кирилл Поляков.

Катимся вверх

Четырёхкратное увеличение объёмов продукции городского автопрома обеспечил перезапуск производственных мощностей бывших заводов Nissan и Hyundai, покинувших российский рынок после начала СВО. "Автозавод Санкт–Петербург" наладил выпуск машин под брендом XCite на базе китайского Chery, а завод АГР — сборку Solaris из оставшихся от корейского производителя машинокомплектов.
Однако третий крупный игрок отрасли в Петербурге — бывший завод Toyota — так и продолжил простаивать, несмотря на разговоры о запуске там производства представительских седанов Aurus.
Как результат — автопром хотя и вырос относительно предыдущего года, но до прежнего, доковидного объёма ему ещё далеко. Если 2019–м отрасль выпустила 372 тыс. легковых автомобилей, то по итогам прошлого — в 10 раз меньше.
Судостроительные предприятия по–прежнему испытывали финансовые трудности, о которых банк ВТБ, управляющий ОСК, заявил ещё годом ранее. Однако в этом году петербургские верфи приблизились к рекорду по количеству спущенных на воду и сданных военных кораблей и гражданских судов.
"Рост производства прочих транспортных средств и оборудования, в том числе электрического, также обусловлен несколькими факторами. В Петербурге реализуются масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, включая модернизацию дорожной сети и портовой инфраструктуры, увеличился спрос на специализированную технику. Санкции и сложности с импортом зарубежной техники стимулировали развитие отечественного производства. Целенаправленная поддержка со стороны города — налоговые льготы, субсидии и доступ к льготному кредитованию — сыграла одну из ключевых ролей в развитии отрасли", — отметил президент Санкт–Петербургской Торгово–промышленной палаты Владимир Катенев.
Он добавил, что рост производства компьютеров, электронных и оптических изделий обусловлен увеличением спроса на российскую электронику на фоне санкций и ограничений импорта, а также развитием IT–сектора.

Модный показ

Власти в 2024 году продолжили развивать проект "Петербургский дизайн", в рамках которого локальные производители одежды занимают торговые площади в крупных ТРК на льготных условиях. Согласно данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, с начала реализации программы поддержку получили более 260 локальных брендов.
В 2024 году в магазинах размещалось 199 брендов, а продукция участников проекта вышла на московский рынок. Кроме того, заявлялось, что линейки одежды петербургских дизайнеров будут продаваться и в других городах–миллионниках.
Помимо городской поддержки на модную индустрию, очевидно, влияет и наличие ниш, освободившихся после ухода зарубежных брендов. Конкуренцию российским производителям составляют пришедшие игроки из Китая и с Ближнего Востока, однако они поставляют на рынок куда меньшие объёмы товаров.
"Петербургский дизайн" планировалось распространить на производителей мебели и декора. Пока же сектор переживает двукратное падение производства, которое, вероятно, связано с трудностями в строительстве. Застройщики после отмены льготной ипотеки столкнулись с падением продаж, что затормозило развитие отрасли.
С другой стороны, в Ленобласти выпуск мебели за 11 месяцев вырос на четверть.
"Данные, представленные Петростатом, указывают на важность разработки мер государственной поддержки для мебельной и кожевенной промышленности Петербурга. Важно сосредоточиться на поиске новых решений для обеспечения стабильных поставок сырья, стимулирования внутреннего спроса и повышения конкурентоспособности местных производителей. Лишь всесторонний подход сможет способствовать стабилизации ситуации и устойчивому развитию обозначенных отраслей городской экономики", — подчёркивает Владимир Катенев.

Военный след

На развитие промышленности по–прежнему сильно влияет высокий спрос на продукцию военно–промышленного комплекса. В топе по темпам роста находятся отрасли, имеющие связь с ВПК. Не секрет, что такая ситуация наблюдается в целом по стране, поэтому данные Петростата в целом сходятся с общероссийскими, отмечает директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
"Сейчас в силу форс–мажорных обстоятельств самые высокие темпы роста идут в обрабатывающей промышленности на оборонных заводах, и это наблюдается уже достаточно давно. Основной импульс развитию задаёт именно оборонное производство. Потому что любое увеличение объёмов выпуска продукции всегда соответствует повышению спроса", — объясняет эксперт.
Он добавляет, что производство гражданской продукции тоже растёт, но значительно меньшими темпами. То же самое относится и к выпуску одежды. Как отмечает Георгий Остапкович, выпуск спецодежды в России в отдельные месяцы показывал рост в 2–2,5 раза. Военная форма сегодня является довольно дорогостоящим изделием, а значительные нужды в ней увеличивают объёмы производства одежды.
В то же время нельзя говорить, что экономика полностью перешла на военные рельсы, подчёркивает Георгий Остапкович. В этом случае динамика роста была бы вдвое выше, а гражданское производство не росло, а резко упало.
"На военные рельсы экономика переходит, когда объявляется чрезвычайное положение, у нас этого нет. Если бы это произошло, мы бы увидели темпы роста не 120%, а 250–260%. Это ещё далеко не мобилизационный эффект", — объясняет эксперт.