Закрылась одна из крупнейших петербургских типографий

В Петербурге закрылась одна из крупнейших в городе типографий, где печатались газеты, — "Курьер". В результате рынок оказался почти монополизирован. Появления новых игроков ждать не стоит — для этого не хватает ни спроса, ни нужного оборудования.

Слухи о скором закрытии "Курьера" начали ходить в городе ещё в октябре. Компания ушла с рынка максимально цивилизованно: заранее предупредила всех клиентов и партнёров, завершила год и остановила станки лишь в январе.
То, что сейчас типография уже не работает и постепенно ликвидируется, корреспонденту "ДП" подтвердили на самом предприятии.

Опустевшая ниша

В сервисе "Контур.Фокус" компания ООО "Фирма “Курьер”" всё ещё значится как действующая, без пометок о ликвидации или банкротстве. Однако 17 января с её стороны было подано заявление о государственной регистрации изменений, внесённых в учредительный документ, и (или) внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Компания ведёт свою историю с 1990–х годов. Первоначально она издавала городскую газету "Санкт–Петербургский курьер" и рекламную с похожим названием — "Петровский курьер", а затем организовала и собственную типографию. В 2000–х годах в ней печаталось около 50 изданий, среди которых были "Деловой Петербург", "Коммерсантъ", "Санкт–Петербургские ведомости", "Смена" и другие.
Типография располагала тремя цехами газетной печати и тремя большими машинами зарубежного производства (Manugraph Hiline 45, GOSS Universal 45 и Solna Global–150). Производство располагалось на углу Благодатной ул. и пр. Юрия Гагарина. На участке площадью 5,3 тыс. м2 стоят три здания общей площадью 3,4 тыс. м2.
Недавно "ДП" сообщал о покупке расположенной по соседству в этом же квартале производственной площадки "Талосто" (9,4 га) холдингом Setl Group. В холдинге "ДП", впрочем, подтвердили, что участок, на котором расположена типография, не входит в зону будущей застройки.
Крупнейшее петербургское предприятие с видом деятельности "Печатание газет" — ООО "Типографский комплекс “Девиз”". Именно там печатается большинство выходящих в городе изданий. В том числе и самые массовые бесплатные газеты: "Петербургский дневник" и "Вечерний Санкт–Петербург" (на каждой указан тираж 150 тыс. экземпляров). При этом Metro, ещё одна бесплатная городская газета с таким же тиражом, печатается в ООО "Типография КомПресс–Москва".
Коммерческий директор типографии "Девиз" Илья Имамназаров в комментарии "ДП" отметил, что уход крупных игроков — "это маркер того, что происходит в отрасли, и того, как внешние и внутренние факторы влияют на развитие бизнеса".
При этом он подчёркивает, что "Девиз" принципиально отличается от закрывшегося "Курьера" как с точки зрения производственных мощностей, так и с точки зрения класса установленного печатного оборудования. В газетном производстве "Девиз" ориентирован на средние и большие тиражи монопродукта (производство менее 5 тыс. экземпляров малорентабельно). Здесь установлены высокоскоростные мощные печатные станки. Типография "Курьер" же была ориентирована на средние и малые тиражи ежедневных газет.

Запчастей не хватает

Большинство опрошенных "ДП" экспертов сомневаются в том, что в городе может появиться какая–нибудь новая типография, стремящаяся занять освободившуюся нишу. В условиях, когда интерес конечного потребителя к газетам падает, а себестоимость их растёт, маржинальность подобного бизнеса снижается и содержать его всё дороже. Тем более что речь идёт об энергоёмких производствах, где используется в основном импортное оборудование.
Большинство типографий используют высококачественные машины для печати, финишной обработки и упаковки, производимые в Европе, США и Японии. Отечественное оборудование тоже существует, но оно отстаёт от мировых стандартов. Основные проблемы связаны с низкой степенью автоматизации, меньшей производительностью и менее стабильным качеством печати. Конкурентоспособным оно пока что может быть только в определённых нишах. Например, для малых и средних типографий, специализирующихся на небольших тиражах. Даже если государство поддержит производство российской техники, это не поможет, пока существует экзистенциальная проблема.
"Согласно данным Росстата, количество полиграфических предприятий в стране сократилось на 15% за последние 5 лет. Если раньше средняя рентабельность составляла 10–15%, то сейчас этот показатель редко превышает 5–7%. Наиболее устойчивыми оказались предприятия, работающие в нише упаковки и этикетки, а также небольшие цифровые типографии, ориентированные на оперативную полиграфию. Что касается газетных типографий, то их положение наиболее сложное из–за падения тиражей печатных СМИ", — рассуждает основатель компании "Юнисофт" Алексей Оносов.
Средний возраст оборудования, использующегося в российских типографиях, составляет 15–20 лет. Если раньше можно было относительно быстро получить для него необходимые запчасти и расходные материалы, то теперь этот процесс может затягиваться на месяцы. Некоторые производители оборудования официально полностью прекратили поставки в Россию. В результате типографии вынуждены искать альтернативные каналы поставок, что увеличивает сроки и стоимость ремонта. Нередки случаи, когда из–за отсутствия нужной детали простаивает целая производственная линия.
Эксперт в сфере целлюлозно–бумажной промышленности Иван Распопов рассказал "ДП", что в 2022 году создал компанию, проектирующую отечественные запчасти для иностранного оборудования по производству бумаги.
"Вот что мы видим за 3 года: акцент смещается с необходимости замены расходных материалов на более капитальные проекты — замену узлов и агрегатов для целых систем", — говорит эксперт. Предприятия соглашаются идти по такому пути в 50% случаев. Оставшиеся по–прежнему предпочитают размещать заказы за рубежом. При этом, хотя речь идёт о довольно специализированных устройствах с сотнями деталей, в них нет ничего такого, чего нельзя было бы сделать на 80% машиностроительных предприятий России. В том числе прямо в Петербурге.
Наиболее эффективны с точки зрения импортозамещения иностранной техники малые и средние предприятия, поскольку им не нужно перенастраивать громоздкие производственные линии и они могут обеспечить выпуск запчастей по чертежам. Иван Распопов считает, что такая же ситуация характерна и для полиграфических машин.

Беспощадная арифметика

"Российский рынок печатных газет находится в стадии трансформации и, вероятно, будет продолжать изменяться в сторону меньших тиражей и большего внимания к цифровым и экологическим аспектам", — поделились с "ДП" своей оценкой в Национальной ассоциации полиграфистов.
Там отмечают, что на фоне падения тиражей печатных СМИ в России наблюдается некоторое улучшение производственной базы, включая увеличение объёмов цифровой печати. Это делает возможным более гибкое реагирование на потребности рынка. Но несмотря на технологические улучшения, на индустрию продолжают оказывать давление экономическая нестабильность и внешние санкции.
"Критическая зависимость от иностранных производителей затрудняет своевременное обслуживание и модернизацию оборудования. Особенно это касается сложных и высокотехнологичных машин, таких как машины для печати газет, которые требуют специфических запчастей", — говорят в ассоциации.
Замена на отечественные аналоги, как правило, не обеспечивает тот же уровень качества и производительности. Требуются также специализированные материалы (краски, бумага, расходные материалы). В России нет достаточного количества их производств. Импортозамещение в этой области тоже сталкивается с трудностями.
"За прошлый год подорожание материалов в несколько раз обогнало инфляцию, процент которой принято закладывать в долгосрочные контракты. Повышение ключевой ставки привело к увеличению стоимости обслуживания кредитов на закупку бумаги. Чем крупнее производство, тем сильнее зависимость от долгосрочных контрактов. Чем волатильнее экономика, тем больше риска в фиксированных договорённостях. Арифметика ест на завтрак культуру, и первыми страдают большие монопроизводства", — описывает сложившуюся ситуацию управляющий директор типографии "АльянсПринт" Ольга Сидорова.
Помочь отрасли, по её мнению, могла бы коллаборация с финансовыми организациями, например через факторинг. Возможен вертикально ориентированный подход, когда типография становится частью более маржинального бизнеса. Это уже активно применяется компаниями, специализирующимися на упаковке.

Трудности перестройки

Перестроить газетную типографию под выпуск иной полиграфической продукции (например, упаковки) также непросто и чаще всего абсолютно нецелесообразно с точки зрения простого здравого смысла и коммерческих рисков.
"Печатная газетная машина — это целевое комплексное технологическое решение. Она может печатать газеты, но она не может печатать, например, обои. Перепрофилирование или диверсификация производства — это всегда сложный выбор, как ходьба по минному полю с завязанными глазами", — объясняет Илья Имамназаров.
Тем не менее для сохранения конкурентоспособности типографиям приходится искать новые ниши и форматы работы. Многие предприятия активно развивают цифровую печать, которая позволяет более гибко работать с малыми тиражами и персонализированной продукцией. Также наблюдается тенденция к расширению спектра услуг: типографии начинают предлагать не только печать, но и дизайн, верстку, логистику. Это позволяет им стать более универсальными поставщиками решений для клиентов и увеличить добавленную стоимость своих услуг.
"Ситуация в типографском бизнесе России остаётся неоднозначной. С одной стороны, наблюдается общее снижение объёмов печатной продукции, особенно в сегменте периодических изданий. С другой — растёт спрос на упаковку и этикетки, развиваются новые направления, такие как печать по текстилю и 3D–печать. Успех в этой отрасли сейчас во многом зависит от способности компаний адаптироваться к меняющимся условиям рынка, внедрять новые технологии и находить нестандартные решения в условиях ограниченного доступа к импортному оборудованию и расходным материалам", — резюмирует Алексей Оносов.
Конечно, нас не может не беспокоить ситуация, сложившаяся в типографском секторе. Переход большого количества СМИ в онлайн сократил объёмы печати. Сожаление вызывает и история с типографией "Курьер". Это был надёжный партнёр, выпускавший тираж районных газет. Тем не менее говорить о каком–то критичном состоянии рынка я бы не стал. Городские СМИ сейчас печатаются в типографии "Девиз". Её производственные мощности обеспечивают необходимый запрос на выпуск городской печатной прессы. Очень надеюсь, что отрасль успешно преодолеет период снижения тиражей в области периодической печатной прессы. Это лишь один из сегментов их деятельности. Путь технической и технологической эволюции, поиска новых ниш и оптимальных решений со временем позволит заместить сократившиеся тиражи новыми проектами и преодолеть экономическую турбулентность.
Владимир Рябовол
председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ
Я не вижу проблемы, связанной с тем, что на рынке остался только "Девиз". Это типография высокого уровня с качественным полиграфическим оборудованием, которое может печатать большой спектр полиграфической продукции — газеты, журналы, брошюры. В ситуации, когда тиражи газет не такие, как 20 лет назад, она вполне справится с текущими объёмами. Да, типография "Курьер" давно была на рынке, держала приемлемые цены на печать при сохранении неплохого качества печати. Хотелось бы, чтобы руководство типографии "Девиз" отнеслось с пониманием к сложившейся ситуации в вопросах ценообразования — не использовало своё выгодное конкурентное предложение и сохранило приемлемую для редакций стоимость полиграфических услуг. Конечно, если бы в городе остались две–три типографии, у редакций СМИ был бы выбор и сохранялась бы конкуренция.
Андрей Новиков
председатель правления Ассоциации издателей и распространителей "Балтийская пресса"
Я не думаю, что закрытие типографии повлияет на количество СМИ в городе. Конкуренты выиграют (возможно, временно), а клиенты, скорее всего, учли этот бизнес–риск. С момента объявления о закрытии "Курьера", ещё в октябре, мы не видели никакой паники, широкой общественной дискуссии и катастрофических прогнозов. То, что игроков на рынке становится меньше, сужает выбор и ужесточает условия, но, если спрос есть, могут появиться и новые.
Камилла Нигматуллина
заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ