Рынок ивент-индустрии всегда в значительной степени зависел от ситуации в экономике и обществе в целом, поэтому за последние годы претерпел ряд серьёзных изменений. Какие новые тренды преподнесёт 2025 год — в материале "ДП".
Актуальность деловых мероприятий продолжит повышаться, считают эксперты. Ведь в большинстве случаев они как воздух нужны бизнесу, так как позволяют находить новых партнёров, дополнительные рынки сбыта своих товаров или услуг, не говоря уже об обмене опытом и зачастую продуктивном нетворкинге. К слову, согласно статистике, 70–80% участников идут на события именно ради общения и налаживания партнёрских связей.
Очевидно, благодаря мотивации, а также находчивости работников ивент-индустрии, спрос на деловые мероприятия после падения в 2020-м довольно быстро восстановился, только за три года увеличившись в 1,5 раза. Так, по данным ВНИЦ R&C, выручка компаний, специализирующихся на услугах для корпоративных заказчиков, в 2023-м году составила 53,1 млрд рублей, что всего лишь на 5% меньше, чем до начала пандемии. При этом положительная динамика сохраняется.
Испытания во благо
Пандемия действительно оказала на рынок большое влияние, но одновременно она же сделала её ключевых игроков более сильными и гибкими. Они прошли большой путь: от полного запрета на проведение любых офлайн-встреч до последующих небольших мероприятий, организация которых осложнялась сбором тестов на ковид, и подключения онлайн-формата.
Но трудности закалили участников рынка, открыли перед ними новые возможности. Стали появляться интересные платформы для онлайн-мероприятий. С их помощью сотрудники ивент-компаний разрабатывали новые варианты для взаимодействия предпринимателей. В результате многие форматы прочно закрепились в индустрии. И сегодня на любом, даже самом масштабном форуме, обязательно найдутся представители бизнеса или власти, выступления которых будут транслироваться из самых удалённых городов и регионов. Данный, так называемый гибридный, формат мероприятий, по прогнозам экспертов, продолжит набирать обороты.
IT-технологии в помощь
В наши дни работа ни одной крупной ивент-компании не обходится без использования искусственного интеллекта (ИИ).
"И это уже не считается чем-то инновационным, скорее осознанной необходимостью, — рассказала "ДП" генеральный директор ивент-агентства "Инженеры события" Алиса Гущина. — Различные чат-боты помогают создавать сценарии мероприятий, придумывают его визуальный стиль, моделируют голограмму вместо ведущего. Благодаря нейросетям снимаются целые фильмы о компаниях-заказчиках. По сути, сейчас при помощи онлайн-технологий есть возможность присутствовать на мероприятиях в любой точке мира, а возможно, со временем, виар-технологии смогут перенести нас буквально к месту встречи".

Генеральный директор ивент-агентства "Инженеры события" Алиса Гущина
К тому же, организаторам мероприятий ИИ-помощники позволяют сократить расходы, снизить нагрузку на персонал без необходимости расширения штата. Также существуют специальные приложения для оптимизации проводимого события. В них можно внедрить программу мероприятия — это особенно удобно, если оно длится не один день и разделено на несколько потоков. Подобные сервисы позволяют организовать общение участников между собой, а также с организаторами, назначить встречу в рамках события для знакомства и обмена контактами, получить обратную связь. ИИ-решения собирают и анализируют данные о взаимодействиях участников с сервисом поддержки. Выявив наиболее частые проблемы и вопросы, проанализировав статистику, можно улучшить будущие мероприятия. Таким образом, организаторы получают ценные инсайты.
Ответственность и экология
В последние годы отношение бизнеса к социальной ответственности заметно изменилось. То, что ещё несколько лет назад считалось не столь важным, сегодня становится неотъемлемой частью корпоративной культуры и стратегии развития. В частности, набирает популярность экологическая повестка. Это отразилось и на деятельности ивент-компаний.
Они также стараются внести свой вклад в защиту природы и создание комфортной городской среды, проводят различные тематические мероприятия, участвуют в акциях по высадке деревьев. Сами участники индустрии стараются минимизировать негативное влияние на окружающую среду. Это может выражаться в использовании экологически чистых материалов, поддержке местных представителей бизнеса.
"В рамках сотрудничества с одним из производств, мы организовывали чемпионат по сбору мусора в Ленинградской области. В нём участвовали как сотрудники компании, так и жители района. В течение шести часов мы собирали мусор и приносили его на взвешивание. Победил тот, кто собрал больше всех. Призы, кстати, тоже были экологичные, — поделилась опытом Алиса Гущина. — Кроме этого, мы сотрудничаем с теми, кто занимается вторичным использованием материалов. Например, мы сдаём ненужные баннерные ткани, а из них создаются сумки и игрушки".
Чего ждать
По мнению экспертов, новые форматы мероприятий будут развиваться в направлении интерактивности, технологичности и мультидисциплинарности. Так, Алиса Гущина уверена, что это будет логичным ответом на запросы современного общества.
"Поколения Z и Alpha появились на свет в цифровую эпоху, когда концерты и различные встречи активно воспринимаются ими через экраны гаджетов и в онлайн-формате. Для этих молодых людей стало нормой участвовать в событиях и наблюдать за ними, не покидая собственный дом. Следовательно, можно ожидать, что онлайн-формат будет набирать всё большую популярность. Однако потребность в общении сохранится, поэтому офлайн-события тоже продолжат существовать, но они будут трансформироваться в категорию эксклюзивных мероприятий, доступных не всем. В то же время и люди станут подходить к их посещению более избирательно, желая увидеть нечто действительно выдающееся и впечатляющее", — отметила собеседница "ДП".
Таким образом, заключила эксперт, будет усиливаться тренд на персонализацию мероприятий, на формирование индивидуального подхода к каждому заказчику, что, в свою очередь, предполагает создание уникального контента, адаптированного под интересы и предпочтения конкретных групп. Добиться этого возможно, в том числе, за счёт использования данных и аналитики, полученных благодаря применению современных технологий.
В целом, на сегодняшний день событийная индустрия динамично развивается и активно реагирует на изменения на рынке, тем самым подтверждая, что создание качественных деловых мероприятий — это действенный инструмент для решения сложных бизнес задач.