Петербургское "Бэггинс компани", владелец франшизы BAGGINS COFFEE, выиграло спор у Middle–earth Enterprises LLC, владельца исключительных прав на "Властелина колец" Толкина.
Палата по патентным спорам отменила решение Роспатента, отказавшего ООО "Бэггинс компани" в регистрации товарного знака. Он представляет собой сочетание стилизованного изображения козы и слов BAGGINS COFFEE.
Компания с 2017 года владеет правами на бренд BAGGINS COFFEE, составляющий основу франшизы одноимённой сети кофеен. Эта торговая марка используется для продвижения 195 кофеен, открытых не только в Петербурге, но и в Москве, Воронежской и Пензенской областях, Краснодарском крае. Компания заключила более 90 договоров коммерческой концессии. Выручка "Бэггинс компани", владеющей правами на товарные знаки кофейной франшизы, в 2023 году составила 11,2 млн рублей, чистая прибыль — 2,8 млн, указано в сервисе "Контур.Фокус".
По собственной оценке сооснователя сети кофеен BAGGINS COFFEE Андрея Павлова, сегодня стоимость бизнеса может составлять 500 млн рублей.
“
"Регистрация комбинированного товарного знака была необходима для ребрендинга, — говорит Андрей Павлов. — Обозначение повторяет новую вывеску".
Сам ребрендинг (замена вывесок, тары, витрин и т. д.) он оценивает примерно в 10 млн рублей.
Эта история началась в феврале 2023 года: петербуржцы обратились с заявкой на регистрацию комбинированного товарного знака в Роспатент по 30–му, 43–му классу Международной классификации товаров и услуг. Но ведомство в августе 2024 года отказало в этом. Против регистрации возразила компания Middle–earth Enterprises LLC, получившая в 2023 году исключительные права на произведение Толкина "Властелин колец".
По сути ключевой претензией стала схожесть словесного элемента в товарном знаке петербуржцев с фамилией хоббита из романа "Властелин колец", одной из самых популярных книг XX века, переведённой в том числе и на русский. "Бэггинс компани" обжаловала отказное решение в Палату по патентным спорам.
Петербуржцы обратили внимание на то, что Роспатент ранее зарегистрировал за ними и стилизованное изображение козы, и словесное обозначение BAGGINS COFFEE в качестве товарных знаков. И оба товарных знака содержат элементы, которые присутствуют в новом бренде.
В "Бэггинс компани" отметили: в деле нет доказательств ассоциативных связей между комбинированным товарным знаком сети кофеен и компанией Middle–earth Enterprises LLC, как и нет оснований для вывода о введении потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров и услуг. В дизайне интерьеров кофеен не используется каких–либо элементов, порождающих ассоциации с миром произведений Толкина.
В январе этого года Палата по патентным спорам сочла возражения петербуржцев убедительными, отменила решение Роспатента и зарегистрировала комбинированный товарный знак за "Бэггинс компани".
Сложность этого спора заключалась в определённом "пиетете", который испытывают регистрирующие органы к крупному бизнесу, такому как Middle–earth Enterprises LLC, считает Максим Дышлюк, управляющий партнёр Национального центра интеллектуального капитала, представлявшего интересы "Бэггинс компани".
“
"Интерес иностранных компаний к российскому рынку очевиден. Только у меня более десятка дел, где оппонентами наших предпринимателей выступают именно иностранные правообладатели, — говорит Максим Дышлюк. — Спад интереса иностранцев длился до конца 2023 года, а в прошлом году начался подъём. Иностранный бизнес не пустит на самотёк ситуацию со своей интеллектуальной собственностью в России, будет за неё активно бороться".