"Невская косметика" обнаружила контрафакт на Wildberries

Автор фото: ТАСС

"Невская косметика" выиграла спор у маркетплейса Wildberries, где под её брендом "Ушастый нянь" продавался контрафакт.

Арбитражный суд Московской области в январе этого года удовлетворил иск АО "Невская косметика", входящего, по собственной оценке компании, в топ–3 отечественных производителей косметики. Ответчиком по иску указан маркетплейс Wildberries (ООО "Вайлдберриз").
"Невская косметика" обнаружила на маркетплейсе семь предложений товаров, которые сочла контрафактными. В большей части продавцы предлагали гель для стирки детского белья ёмкостью 5 л под брендом "Ушастый нянь". Компания, владеющая товарными знаками серии "Ушастый нянь", не производит такую продукцию в подобной упаковке под этим брендом. В апреле 2024 года обнаруженные нарушения были зафиксированы нотариально.
"Невская косметика" с конца 2023 года направляла претензии маркетплейсу с требованием удалить предложения о контрафактном товаре. Однако Wildberries удалил их только в августе 2024 года — уже после того как в июне того же года ему был предъявлен иск. Правда, как отметил представитель "Невской косметики" в судебном процессе, удалена была только часть предложений.
"Ответчик не выполнил все требования для освобождения его как информационного посредника от ответственности за нарушение исключительного права на защищаемый товарный знак", — резюмировал суд и взыскал 2 млн рублей компенсации с Wildberries. Процесс этот не закончен, 10–й апелляционный арбитражный суд 4 февраля принял к рассмотрению жалобу маркетплейса.
Впрочем, контрафакт можно обнаружить не только у Wildberries. Так, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в конце 2024 года взыскал с петербургского индивидуального предпринимателя 300 тыс. рублей компенсации в пользу АО "Киностудия “Союзмультфильм”" за нарушение авторских прав на изображения персонажей известных советских мультфильмов — Чебурашки, Крокодила Гены, Зайца и Волка, Ослика, Винни Пуха, Пятачка и т. д. Предлагалась контрафактная продукция на сайте "Яндекс.Маркет", указано в решении суда.
"Проблема с продажами контрафактного товара на маркетплейсах всегда была и остаётся животрепещущей. Это связано с отсутствием какого–либо механизма проверки источника его происхождения, в том числе установленного законодательно", — говорит ведущий юрист INTELLECT Анастасия Герман.
Иными словами, любое лицо, выразившее желание реализовывать ту или иную продукцию через маркетплейс, может сделать это беспрепятственно, предоставив лишь стандартные сведения о себе для заключения договора с владельцем какой–либо платформы.
"Иногда маркетплейсы запрашивают договоры, подтверждающие права продавца на реализацию оригинальной продукции, однако проверить, не сфальсифицированы ли они, практически невозможно — как из–за огромного числа продавцов, так и из–за отсутствия какого–либо полного публичного реестра таких договоров", — считает Анастасия Герман.
По мнению руководителя практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро "Шварц и партнёры" адвоката Татьяны Овчинниковой, наиболее заинтересованной стороной в решении проблемы являются правообладатели товарных знаков и других обозначений, поэтому именно на них должна быть возложена функция мониторинга и пресечения нарушений.
"Правообладателям следует эффективнее использовать инструмент, предоставленный законом, чтобы сократить число подделок, — считает эксперт. — Накладывать чрезмерные обязанности по проверке товаров на маркетплейсы неоправданно. Введение дополнительных мер может привести к увеличению затрат на эксплуатацию маркетплейса и, как следствие, увеличению стоимости для продавцов и покупателей, не нарушающих ничьих прав".
Маркетплейс уже несёт ответственность как информационный посредник за реализацию контрафакта, сообщили в Wildberries. Для контроля качества и безопасности продукции компания использует дополнительные инструменты. Wildberries инициативно участвует в эксперименте с Росаккредитацией. Более 13 млн товаров уже прошли верификацию ведомства — ссылки на сертификаты или декларации о соответствии загружены в карточки товаров, что подтверждает их безопасность.
"Для защиты правообладателей действует сервис “Цифровой арбитраж”. Он позволяет владельцам брендов напрямую связываться с продавцами и проверять документы на товар. Если продавец не может их предоставить, маркетплейс убирает такие товары с онлайн–витрины", — говорят на маркетплейсе.
У покупателей появляется всё больше возможностей проверить товар, купленный в онлайне, говорят в Ozon. Например, по ряду категорий товар должен обладать маркировкой "Честный знак". Ozon формирует динамический список особенно важных для покупателей брендов — по таким товарам у продавцов маркетплейс дополнительно проверяет все документы, подтверждающие качество и оригинальность товаров. Такие товары, подверженные высокому риску подделок, получают плашку "Оригинальный товар".
По словам президента АКИТ Артёма Соколова, на площадках созданы каналы для взаимодействия с держателем товарных знаков, где они могут напрямую подать обращение. Как правило, подтверждаются около 48% обращений с жалобами на подделки от правообладателей — карточки таких товаров немедленно блокируются, утверждает Артём Соколов.
Он добавляет, что в последнее время участились примеры, когда обращения касаются не подделок, а параллельного импорта. Например, когда два импортёра завозят товары одного и того же бренда и каждый из них считает, что у него больше прав на такой импорт.