Петростат опубликовал доклад о социально–экономическом положении Петербурга и Ленобласти в 2024 году. В том числе отчёт содержит подробные данные по промышленности. В целом они не сильно расходятся со статистикой за первые 11 месяцев, которую уже анализировал "Деловой Петербург", но есть любопытные моменты.
Объёмы производства
Индекс промышленного производства составил 110,9% к уровню 2023 года. В Смольном уже подчёркивали, что городской ИПП оказался выше прогноза почти на 2% и среднероссийского уровня на 6,3%. Вместе с тем 2023 год город закончил с большим индексом — 113,1%.
Больше всего производство выросло в автопроме. Автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов городские предприятия выпустили больше в 4,2 раза. Это объясняется низкой базой предыдущего года. "ДП" ранее уже обращал внимание, что отрасли далеко до доковидных показателей — пока объём выпуска составляет лишь десятую часть от прежних цифр.
Также в лидерах по росту производства модная индустрия, выпуск одежды увеличился в 1,5 раза. Отрасль продолжает расти после ухода зарубежных брендов, освободивших многочисленные торговые площади в городе.
Если говорить про отдельные товары, то здесь стоит обратить внимание на производство арматуры для трубопроводов и ёмкостей (рост в 4,3 раза), а также выпуск автомобильных комплектующих и аксессуаров (в 2,7 раза).
Среди аутсайдеров по ИПП — производство кожи и кожевенных изделий. Таких товаров было выпущено всего 59,7% от уровня 2023–го — в частности, вдвое упало производство обуви. Также резко снизился выпуск мебели — до 66,3%.
Деньги и обороты
Однако эти сферы демонстрируют рост по другим показателям. В денежном выражении объём отгруженных товаров в кожевенном производстве увеличился на треть, а в мебельном — почти в 1,5 раза.
В автопроме объёмы отгрузки повысились в 7,8 раза, в производстве одежды — в 2,1 раза, компьютеров, электронных и оптических изделий — в 1,7 раза, прочей неметаллической минеральной продукции — в 1,5 раза.
Аутсайдеры ИПП показывают рост и по оборотам предприятий. Кожевенники улучшили финансовый показатель в 1,7 раза, а мебельщики — на 41%.
Больше всего обороты выросли у автозаводов — сразу в 6,1 раза. У модной индустрии они увеличились в 2,8 раза, в производстве компьютеров, электроники и оптики — в 1,6 раза, металлургии — на 50%.
Зарубежное сырьё
Как отмечает президент ассоциации "Палата текстиля и моды" Светлана Мельниченко, у производителей обуви и аксессуаров в экономсегменте есть запас искусственных кож, а в сегментах медиум–плюс и премиум участники рынка вынуждены закупать сырьё за рубежом.
"Получается как — растёт доллар, усугубляются сложности с банковскими переводами. А это, естественно, увеличивает стоимость закупки сырья. Ну и во–вторых, существует скрытая инфляция. Говорят, что инфляция будет 4%, но на самом деле она другая, мы же это понимаем. Вот у нас и получилось, что объёмы упали, но увеличилась стоимость изделия", — объясняет эксперт.
По её оценкам, экономсегмент продолжит падать, поскольку благосостояние населения не растёт. С другой стороны, уход с рынка дорогих марок освободил люксовый сегмент, спрос на который сохраняется, — здесь производство будет повышаться.
Что касается производства сырья, то у России есть потенциал ввиду растущего поголовья скота, объясняет Мельниченко. Однако для его выпуска требуются крупные предприятия, а значит, и существенные инвестиции, при этом государство не предлагает каких–либо льгот на этом направлении.
“
Мы не анализируем данные Петростата и не можем их комментировать, однако приведённые цифры значительно отличаются от статистики Росстата. Действительно, впервые за последние 5–6 лет в России зафиксировано значительное отставание темпов роста рынка мебели в натуральном выражении от роста в денежном эквиваленте. Основным драйвером рынка стало повышение цен, тогда как физические объёмы продаж выросли незначительно. Это свидетельствует о сокращении потребительского спроса: мебель стали покупать реже. Тем не менее общий рост рынка продолжается, но он обусловлен прежде всего подорожанием продукции. Ключевые факторы роста цен — высокая инфляция, увеличение ключевой ставки и удорожание комплектующих, в том числе импортных, закупаемых за валюту.

Тимур Иртуганов
генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России