Полюстровскую трамвайную подстанцию в Петербурге хотят снять с охраны

Автор фото: КГИОП
Полюстровскую трамвайную подстанцию на Пискарёвском пр., 4, собираются снять с государственной охраны, хотя она больше 100 лет использовалась по назначению. Ранее её территория рассматривалась под развитие.
Акт историко-культурной экспертизы с "отрицательной" рекомендацией обнародован на сайте комитета по охране памятников (КГИОП).
"С момента возникновения в 1915 году и до настоящего времени объект использовался по своему утилитарному назначению — как тяговая трамвайная подстанция, — отмечается в акте экспертизы.
При этом подстанция не участвовала в пуске трамвайного движения, осуществлённом весной 1942 года (8 марта и 15 апреля). Хотя она была восстановлена к 1 января 1943 года, здание Полюстровской подстанции не может быть "признано для общественности и ветеранов-блокадников знаковым памятным местом, напрямую связанным с подвигом блокадного Ленинграда".
Из этого делается вывод об отсутствии мемориальной и исторической ценности здания, поскольку "объект не связан с важными в рамках региона событиями или историческими личностями". Что же до облика постройки, то "объект представляет собой здание утилитарной архитектуры начала XX века". Здание рекомендовано не включать в реестр памятников, то есть снять с охраны.
Правообладателем здания подстанции является СПб ГУП "Горэлектротранс". Несколько лет назад к постройке проявляло интерес ООО "Жилой комплекс "Полюстрово" (связано с управляющей компанией "Теорема", которая строила бизнес-центры и жилые дома на соседних территориях).
Одно время постройку планировалось снести, а взамен возвести для "Горэлектротранса" новое здание на ул. Жукова, 1 (северо-западнее перекрёстка ул. Жукова и Пискарёвского проспекта). По ранее разработанной и представленной также несколько лет назад архитектурной концепции на месте подстанции планировалось построить бизнес-центр.
Как сообщил "ДП" руководитель "Теоремы" Игорь Водопьянов, поскольку данная подстанция принадлежит "Горэлектротрансу", это предприятие и должно комментировать планы по её развитию. Что же касается планов по строительству бизнес-центров, никакого подобного строительства при ныне действующей кредитной ставке не планируется, подчеркнул бизнесмен.
В свою очередь, координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов в комментарии "ДП" отметил, что Полюстровскую подстанцию пытаются снять с охраны не в первый раз. И не исключено, что к планам по реновации вернутся.
В "Горэлектротрансе" не удалось оперативно получить информацию по Полюстровской подстанции. Но ранее там сообщали, что в 2024 году была построена новая подстанция на ул. Жукова, 1, (то есть, видимо, та самая, которую строили на замену Полюстровской).
На предприятии также отчитывались о реставрации некоторых старинных подстанций (в Дегтярном пер. и на наб. Карповки), но Полюстровской среди них не было.
Полюстровская трамвайная подстанция была построена по проекту гражданского инженера Александра Ламагина. Она начала работу в 1915 году, став восьмой по счёту в городе и последней, построенной до революции. Относилась к сооружениям Полюстровской линии второй очереди петербургского (петроградского) трамвая. Фасады здания решены в формах неоклассики.
Заключение историко-культурной экспертизы носит рекомендательный характер. Чтобы здание сняли с охраны, такое решение должно быть принято КГИОП.