На Северо-Западе существенно выросли таможенные доначисления бизнесу

Автор фото: vostock-photo

Северо–Западное таможенное управление дополнительно начислило участникам ВЭД в 2024 году более 12 млрд рублей.

Северо–Западное таможенное управление (СЗТУ) в минувшем году дополнительно начислило и взыскало с предпринимателей за различные нарушения 12,05 млрд рублей, что на 27% больше результатов 2023–го, рассказал "ДП" начальник Северо–Западного таможенного управления Николай Лагирев. Дополнительные начисления — это денежные средства, которые в добровольном порядке участники ВЭД вносить не планировали (в том числе, возможно, по ошибке).
Для сравнения: Федеральная таможенная служба, в состав которой входит СЗТУ, только за январь–сентябрь прошлого года дополнительно перечислила в бюджет 36,2 млрд рублей, а за аналогичный период 2023 года этот показатель составил 20,2 млрд рублей.
"Основные нарушения — занижение таможенной стоимости товаров и заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД), а также неверное исчисление и неполная уплата таможенных платежей", — говорит Николай Лагирев.
Примером отличия взглядов таможенников и бизнеса, а также существующего подхода по доначислению компаниям платежей может служить свежий кейс из практики Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти о ввозе замороженной свинины. Петербургское ООО "Вексика" в 2021 году ввезло в страну этот товар по контракту с Seara alimentos ltda (Бразилия). Мясо предназначалось для курганского мясокомбината "Стандарт", которому его и доставили. А в октябре 2023 года Брянская таможня, уже после выпуска товара, провела проверку сведений, представленных декларантом.
После окончания проверки Брянской таможней аналогичную процедуру провела Внуковская таможня, отказавшая компании в предоставлении льготы — освобождении от уплаты таможенных платежей и налогов. В мае прошлого года Санкт–Петербургская таможня на основании решения своих коллег из Внуково доначислила "Вексике" 1,29 млн рублей таможенных платежей.
Впрочем, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в феврале этого года встал на сторону петербургской компании и обязал таможенников вернуть ей 1,29 млн рублей как излишне уплаченные.
Следует отметить, что ранее сами таможенные органы в аналогичных ситуациях принимали ровно такой же комплект документов, какой представила "Вексика", и никаких претензий к импортёру у них не возникало. К слову, на это обстоятельство в своём решении обратил внимание арбитражный суд.
По мнению экспертов, опрошенных "ДП", большое количество претензий таможен возникает не из–за нарушений со стороны бизнеса, а в результате изменения таможенными органами правоприменительной практики. Что это значит? К примеру, многие компании сталкиваются с тем, что те товары, которые они импортировали в течение многих лет, декларируя их по одному и тому же коду ТН ВЭД, переклассифицируются таможенными органами по другому коду с большей ставкой ввозной таможенной пошлины или в отношении которого подлежит уплате антидемпинговая пошлина, утилизационный сбор или повышенная пошлина, установленная правительством РФ в качестве ответной меры на действия иностранных государств.
По мнению экспертов, изменение таможенниками своих подходов обусловлено острым дефицитом федерального бюджета и, соответственно, увеличением планового задания по сбору платежей.

О чём спорим?

В минувшем году споры о таможенной стоимости вышли на первое место в сравнении другими видами споров таможенной практики, отмечают некоторые эксперты. Частично это объясняется в большей степени последствиями решений Верховного суда РФ, сформировавшего практику включения в таможенную стоимость ввозимого товара лицензионных платежей и дивидендов.
В качестве примера серьёзности таких споров для бизнеса можно привести кейс "Ле монлид" (экс Leroy Merlin) с Пулковской таможней на 700 млн рублей, о чём недавно писал "ДП". Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал обоснованными более 6 тыс. решений таможни, доначислившей свыше 800 млн рублей дополнительных платежей компании. Это было связано с использованием "Ле монлид" двух торговых марок, "Леруа Мерлен" и Leroy Merlin, при продаже товара в магазинах Leroy Merlin (сейчас — "Лемана Про"). Плата за использование марок перечислялась владельцу брендов — французской Adeo Services.
Однако в конце прошлого года 13–й Арбитражный апелляционный суд признал обоснованными только часть доначислений и обязал таможенников вернуть "Ле монлид" 700 млн рублей.
Второе место уверенно занимает классификация товаров, подходы по которой менялись таможенными органами после выпуска товаров по разным причинам. При этом переклассификации подвергались различные категории товаров. При неверном указании кода ТН ВЭД декларанту грозит не только доначисление таможенных платежей, но и, как правило, привлечение к административной ответственности в виде штрафов и — в исключительных случаях — конфискации товара.
Третье место — это доначисление платежей по разным причинам. Тут, наверное, первенство можно отдать доначислениям антидемпинговых и других повышенных пошлин в случае, когда предприниматели не смогли подтвердить страну происхождения товаров в связи с необходимостью использования обходных вариантов доставки из–за санкций. Эксперты определяют эту категорию споров как самую несправедливую по отношению к бизнесу. Ведь компании не допустили дефицита продукции в условиях санкционного давления, они нашли варианты обходных путей. Однако регулятор не только не привёл законодательство в соответствие с текущими реалиями, но и использовал эти устаревшие нормы против предпринимателей, обращают внимание эксперты.

Возможно,но очень сложно

Сегодня бизнесу достаточно сложно, а подчас просто невозможно избежать ошибок или снизить свои риски. И советов, как отмечают сами эксперты, по облегчению положения коммерсантов не много. К примеру, некоторые юристы рекомендуют следить за тенденциями правоприменительной практики, анализировать свои ошибки и своевременно их исправлять. Если говорить о доначислении таможенных платежей, то тут рекомендации простые: тщательнее подходить к заявлению сведений при декларировании. А если компания уверена в своей правоте, то обязательно оспаривать доначисления в суде, не ограничиваясь вышестоящим таможенным органом. Если же речь идёт о привлечении компании к административной ответственности, то максимально активно участвовать в административном производстве: предоставлять документы, пояснения и т. д.
С другой стороны, некоторые возможности, предоставленные коммерсантам законом, на практике оказываются либо невыполнимыми, либо очень трудно реализуемыми. Так, участник ВЭД может внести на счета таможенных органов запас денежных средств в качестве авансового платежа. По закону, если сумма авансовых платежей покрывает сумму недоимки, этого должно быть достаточно для избежания начисления пеней. Однако на практике таможенники по формальным причинам не применяют эту норму, говорят юристы.
Или другой пример. В случае самостоятельного выявления компанией нарушения она может подать корректировку декларации на товары или дополнительную декларацию на товары и доплатить необходимые таможенные платежи. Это позволит ей избежать административной ответственности. Однако, по мнению юристов, таможенная служба предусмотрела столько условий для применения этого освобождения, что во многих случаях таможенные органы отказывают в его предоставлении.
Судебная практика в последние годы поменялась в части порядка определения условий включения роялти, дивидендов, НДС в таможенную стоимость и стала больше перекладывать бремя доказывания на декларанта. Поэтому варианты недостаточного предоставления информации и документов со стороны декларантов и приводят к начислению всё больших сумм.
Елена Легашова
управляющий партнёр адвокатского бюро "Юсланд"
От текущего года каких–либо положительных изменений для бизнеса не ожидается. Уже сейчас видно, что таможня взялась за дело сразу после новогодних праздников. Раньше её активность появлялась позднее и максимально возрастала в ноябре–декабре. Думаю, что в этом году количество доначислений бизнесу будет перманентно высоким.
Владислав Варшавский
управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры"
Если посмотреть динамику доначислений таможенных органов после выпуска год к году, то видно, что объём таких доначислений уверенно растёт. Концепция смещения контрольных мероприятий на этап после выпуска товара, принятая таможенными органами много лет назад, успешно реализуется. Поэтому рост доначисленных платежей после выпуска ожидаем и в 2025 году.
Марианна Чугаева
управляющий партнёр юридического бюро "Чугаева и партнёры"
Плановое задание по собираемости таможенных платежей, устанавливаемое правительством РФ таможенной службе, растёт год от года. В условиях отмены вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также так называемой курсовой вывозной таможенной пошлины на другие товары фискальная нагрузка на импортёров только увеличится. Поэтому, конечно, стоит ожидать усиления контрольных мероприятий со стороны таможенных органов (досмотров, проверок). Некоторые наши клиенты уже сообщают, что к ним начали приходить запросы на подтверждение заявленной таможенной стоимости в отношении товаров, по которым таких проверок ранее не было.
Александр Стрижов
ведущий юрист практики таможенного права и валютного регулирования юридической компании "Пепеляев групп"