В Петербурге к 2030 году намерены заменить около пяти тысяч старых лифтов

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

К 15 февраля в России планировалось заменить все лифты, эксплуатируемые 25 лет и более. Но этого не случилось. Час икс сместили ещё на одну пятилетку. В Петербурге за это время предстоит заменить около пяти тысяч старых лифтов.

За первые 10 дней февраля петербуржцы направили в управляющие компании и органы власти около сотни жалоб на неисправности лифтового оборудования. Жители сообщают о посторонних звуках из шахты, остановках лифта, протечках, плохом освещении кабин, неисправностях дверей и т. д.
Проблема носит повсеместный характер, затрагивая почти все районы города. УК принимают претензии, устраняют неполадки, но через несколько дней работы лифт снова ломается, поступают новые жалобы, и так по кругу.

Постоянный перенос сроков

Проблему, связанную со старением лифтового хозяйства страны, российские власти пытаются решить уже много лет. Ещё в 2011 году комиссия Таможенного союза утвердила технический регламент безопасности лифтов. В документе прописывалось требование о том, что лифты, отработавшие назначенный срок службы, должны быть заменены в течение 5 лет.
Впоследствии этот срок несколько раз сдвигался вправо. В последний раз это произошло в ноябре 2024 года. Страны, входящие в Евразийский экономический союз, за исключением Казахстана, не успевали в том числе по финансовым причинам уложиться в заявленные сроки. Итак, новая дата, к которой все устаревшие подъёмники должны быть заменены, — 15 февраля 2030 года.

Сколько лифтов заменят в Петербурге в 2025 году

По данным жилищного комитета Петербурга, в 2025 году в городе планируется заменить 1570 лифтов. Это меньше, чем в 2024–м, когда под замену отправилось около 2600 устройств.
Финансирование работ проводится из Фонда капитального ремонта, который на капремонт лифтов получает субсидии Смольного. Городской бюджет на 2025 год предусмотрел на финансирование работ по капитальному ремонту 5 млрд рублей против 6 млрд в 2024 году. В Смольном говорят, что основная часть замены лифтов приходится на районы массовой застройки предыдущих десятилетий, где их срок службы подходит к 25 годам.
Средняя стоимость установки одного лифта в 2025 году составляет около 3 млн рублей. Всего в жилых домах Петербурга около 45 тыс. лифтов. В 2023 году сообщалось, что почти 7 тыс. из них имеют истекший срок эксплуатации.
Как сообщили в Фонде капитального ремонта, в Петербурге основными поставщиками подъёмников являются ООО "МЛМ “Невский лифт”", ОАО "Могилёвлифтмаш", ООО "Метеор Лифт", ООО "СПбЛЗ", АО "ЩЛЗ".
Замена лифтового оборудования — многоэтапный процесс. Для каждого устройства составляется отдельный проект, ведь даже в одном доме лифтовые шахты могут отличаться. Особенно сложными являются работы в историческом центре Петербурга.
Власти подчёркивают, что при должном обслуживании лифтовое оборудование можно эксплуатировать и более 25 лет. Но в этом случае такой подъёмник должен пройти дополнительную проверку. Если лифтовое оборудование в хорошем состоянии, то заменять его не будут.
В ассоциации "Российское лифтовое объединение" (РЛО) пояснили, что, несмотря на необходимость активного обновления лифтового парка, российские производители лифтов не используют свои возможности на полную мощность из–за дефицита заказов. Заводы в состоянии выпускать более 60 тыс. лифтов в год, реально объём заказов значительно меньше.
"Чтобы решить проблему замены лифтов, нужно улучшить финансирование со стороны государства", — считает генеральный директор РЛО Пётр Харламов. В качестве альтернативы госфинансированию он предлагает программу с рассрочкой платежа.

Где взять деньги

Согласно годовому отчёту о деятельности петербургского Фонда капремонта, из 23 480 многоквартирных домов (МКД) города собственники квартир в 21,5 тыс. из них аккумулируют собранные на капремонт деньги на счёте регионального оператора. То есть по сути жители скидываются в общий котёл и ждут, когда дойдёт очередь ремонтировать их дом. Замена лифтов в таких домах проводится согласно городской программе капремонта.
На замену лифтов в домах, жители которых формируют фонд капремонта на спецсчетах, принадлежащих ТСЖ, ЖСК и УК, денег зачастую оказывается недостаточно. Для таких МКД Российское лифтовое объединение и предлагает программу рассрочек.
"Собственники дома, у которых есть спецсчёт, подписывают договор на замену лифтов, — объясняет Пётр Харламов. — Вносится аванс в размере 30%, затем после замены лифтов оплачивается ещё 20% стоимости. Оставшиеся 50% выплачиваются равными платежами в течение 5 лет". Как следует из презентации этой программы, в Москве в период 2018–2020 годов таким образом было заменено около 150лифтов в домах со спецсчетами.
В РЛО говорят, что к середине февраля в России выйдут за рамки срока эксплуатации 140 тыс. лифтов из общего количества 550 тыс. Выходит, что в год нужно менять примерно 28 тыс. устройств. Однако реально пока получается гораздо меньше.
"В 2024 году были проведены электронные аукционы на замену 13,9 тыс. лифтов. Но по сравнению с 2023 годом это значительно меньше — примерно на 26%. В 2023 году было проведено более 18,8 тыс. электронных аукционов на замену лифтов", — рассказал Пётр Харламов в ходе онлайн–конференции.
Впрочем, есть регионы, которые вписываются в сроки. Заместитель мэра Москвы Пётр Бирюков на днях сообщил, что в столице за 14 лет заменили почти 48 тыс. лифтов. Он пояснил, что с 2018 года лифты в домах, находящихся на счёте регионального оператора, меняются строго в год окончания 25–летнего срока службы, без дополнительного продления периода эксплуатации.
Кстати, из стран ЕАЭС Республика Казахстан единственная не стала продлевать срок замены старых лифтов ещё на 5 лет. Здесь от старых подъёмников избавились до 15 февраля 2025 года.