Категория безалкогольных напитков стала одной из ключевых для FMCG–рынка. На это влияет смена ассортимента в магазинах и рост цен.
По данным исследования "Нильсен", продажи безалкогольных напитков (газировка, энергетики, питьевая вода, фруктовые соки, холодный чай и другие) по итогам прошлого года увеличились на 26,4%. Это оказалось самым высоким результатом среди всех категорий товаров повседневного спроса.
В натуральном выражении продажи прохладительных напитков выросли на 14,1%. Доля продаж категории изменилась с 10,5 до 11,1% в структуре омниканального рынка.
По мнению экспертов "Нильсен", значительный рост спроса произошёл за счёт жаркого лета. Например, в Петербурге летом спрос вырос на 6,1% в денежном выражении и на 2,9% в упаковках.
Отрицательная динамика в упаковках по итогам 2024 года при этом наблюдалась лишь в двух категориях: уход за детьми (–1,0%) и уход за полостью рта (–0,2%). В денежном выражении рост объёмов продаж наблюдался во всех категориях.
По данным сервиса доставки "Купер", в 2024 году спрос на доставку продуктов питания в Петербурге в среднем вырос на 42% относительно 2023 года. Чаще всего петербуржцы покупают свежие фрукты и овощи (+37%), кисломолочную продукцию (+43%), яйца (+45%), хлебобулочные изделия (+46%) и мясо птицы (+37%).
Что касается безалкогольных напитков, то их петербуржцы в прошлом году стали заказывать в 3 раза чаще, чем в 2023–м. Самыми популярными напитками стали негазированная и минеральная вода, кола без сахара, холодный зелёный чай и яблочный сок.
По данным "Самоката", в 2024 году среди пользователей из Петербурга самым высоким спросом пользовалось порционное мороженое — прирост составил 14% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. На втором месте — пастеризованное молоко (+2%), а за ним — газированные напитки от 0,8 л (+16%). Также петербуржцы чаще заказывали картофельные чипсы (+7%), глазированные сырки (+2%) и куриные яйца (+10%).
По предположению независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, продажи безалкогольных напитков так существенно выросли по нескольким причинам.
Во–первых, на рынке появилось достаточно большое количество новых напитков из азиатских стран, которые очень популярны у молодёжи. Сейчас на полках торговых сетей можно встретить достаточно большой ассортимент в данной категории, хотя ещё совсем недавно никто таких названий даже не слышал. Несмотря на достаточно высокую цену, школьники и студенты их активно покупают. Во–вторых, раньше многие потребители выбирали натуральные соки. Однако в последнее время их цена сильно выросла. В результате теперь они вынужденно отдают предпочтение газированным напиткам или воде.
Не стоит забывать и о том, что иностранные компании, которые ушли с российского рынка (прежде всего Coca–Cola и PepsiCo), по сути лишь сменили бренды. При этом они довольно серьёзно расширили свой ассортимент в России. Это могло дополнительно внести коррективы в статистику объёмов продаж.
“
"Нельзя сказать, что число новых брендов выросло. Скорее оно стабилизировалось на определённом уровне. Кроме азиатских напитков — их действительно стало больше. А те, которые были в России представлены, так или иначе остались и продолжают развиваться", — заключает Лачугин.