Минцифры не планирует создавать дополнительные стимулы для возвращения на российский рынок зарубежных ИТ-компаний, заявил глава министерства Максут Шадаев.
Более того, министерство намерено ужесточить регулирование по импортозамещению.
Как отметил Шадаев, речь идёт о переходе на российские решения объектов критической информационной инфраструктуры.
“
"Планируется ещё больше ужесточить, распространив эти обязательства также на типовые объекты в негосударственных организациях", — заявил Шадаев Интерфаксу в среду в кулуарах форума "Кибербезопасность в финансах".
Что думают разработчики о возвращении брендов
За последние годы отечественное ПО произвело существенный скачок в развитии. Многие крупные компании уже провели пилотные проекты на отечественном ПО и стараются развить успех в этом направлении. Тем не менее функционал российского софта не отвечает всем запросам рынка, считают в "АСП-Структура".
Там отмечают, что немалая часть проектных компаний не произвела переход на отечественное ПО и по-прежнему использует импортные разработки в связи с дороговизной миграции, увеличение пошлин на иностранное ПО с малой вероятностью превысит данные затраты
“
"Причинами для перехода на использование внутреннего ПО относительно зарубежного может стать прежде всего улучшенный функционал и удобство пользования в совокупности с оперативной технической поддержкой разработчиков ПО. При соответствующей государственной политике по сохранению курса на импортозамещение повсеместное использование собственных программных продуктов возможно в обозримом будущем", — считает технический директор "АСП-Структура" Дмитрий Поваженко.

Офис Google в Москве. Май 2014
Возврат западных брендов прогнозируемый, но в отличие от товаров массового потребления которые можно в поддержку отечественным производителям притормозить тарифами или налоговыми мерами программные продукты особая сфера и здесь тарифная политика не достаточна — демпинг легко тиражируемых решений, затраты только на коробку и диск с программой внутри, преодолеет любые тарифы и налоги, говорят в "СиСофт Девелопмент".
В компании считают, что оптимальным решением будет разрешительный доступ иностранцев исходя из возможности эксклюзивности разработок. Для этого, в частности, в области информационного моделирования необходимо провести классификацию технологий информационного моделирования и выполнить требование постановления правительства РФ №614 — привести в соответствие с ним всю нормативную базу в срок до первого апреля.
“
"На рынке ничего критического точно не произойдёт. Это оптимальный вариант чем вычёсывать из этого всего объёма разнообразных стандартов устаревшие формулировки, внесённые под западные продукты. Мы совершенно не опасаемся конкуренции с западными вендорами, суть в другом, они нас опять потянут в сторону от технологического суверенитета в области информационного моделирования и цифровой строительной вертикали", — считает заместитель гендиректора по научной работе АО "СиСофт Девелопмент" Михаил Бочаров.

Деловые мероприятия с участием западных вендоров в Петербурге. 2009 год
Несмотря на возможное улучшение отношений с западным бизнесом, важно помнить о нормативной базе, регулирующей использование ПО в критической информационной инфраструктуре. В этой сфере процесс импортозамещения продолжается, и он не остановится, подчёркивают в "СИЭС Групп".
"Отдельно стоит отметить ситуацию с кадрами. Уходя, западные вендоры закрывали российские подразделения, иногда нарушая договорные обязательства. Многие высококвалифицированные специалисты оказались на рынке труда, и российские компании с радостью приняли их в свои ряды. В условиях кадрового голода возвращение западных коллег и восстановление их деятельности в России будет сложной задачей", — обращает внимание руководитель отдела цифровизации, департамент продаж АО "СИЭС Групп" Артём Дзюбин.
Что говорят власти и бизнес о брендах
Тема возвращения западных компаний на российский рынок обсуждается последнюю неделю после переговоров лидеров России и США.
В Госдуме, например, заявили, что российским властям следует поднять пошлины на импортные товары и сделать главный акцент на развитии отечественного производства. В Кремле отметили, что такое возвращение — в интересах российских потребителей, но на конкурентной основе. При этом в Москве пока не замечали сообщений от самих брендов касательно возвращения в РФ.
Речь, в частности, идёт об испанской корпорации Inditex, владеющей брендами одежды Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius: источники на рынке утверждают, что ретейлер рассматривает возможность вернуться в РФ и уже начал вести переговоры с ТЦ.
В сфере ретейла и общепита основной вопрос: где будут располагаться магазины международных брендов, если те всё же решат вернуться? Когда они выходили на российский рынок в начале 2000-х, крупные торговые центры только строились, велась серьёзная работа по поиску площадей, подбору и обучению персонала. Теперь же самих ТЦ в Петербурге хватает, однако площади в них заняты теми, кто поспешил заполнить освободившуюся нишу.