Патриотизм по упаковке: отделять российские продукты от зарубежных стало сложнее

Россияне стали чаще обращать внимание на зарубежные товары
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Социологи ВЦИОМ решили повторить проведённый ровно 30 лет назад опрос о том, какие продукты выбирают россияне на полке магазина при условии равной цены. В 1995 году 72% респондентов уверенно выбирали отечественную продукцию, несмотря на все сложности, которые переживала тогда российская экономика. Теперь таких набралось чуть поменьше — 63%.
Однако и доля выбирающих иностранные продукты за три десятилетия тоже сократилась — с 13 до 6%. За счёт этого заметно вырос процент респондентов, не придающих стране происхождения никакого значения: было 15% — стало 25%.
Похожая динамика наблюдается и в ответах на вопрос, какие продукты выше качеством. В 1995 году 62% отдавали пальму первенства отечественным. В 2025–м — только 37%. За импортные в 1995–м проголосовал каждый пятый опрошенный, теперь — 16%. Ну а группа полагающих, что всё едино, выросла с 18 до 30%. Заодно появились 17%, которые не уверены в оценках. В 1995 году таких не было вовсе.
Комментируя результаты опроса, директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов справедливо выделяет несколько важных моментов: "Большинство “импортных” упаковок на полках супермаркетов содержат чисто российскую продукцию. Многие “чисто российские” бренды принадлежат (всё ещё) западным корпорациям, а произведены они могут быть где угодно. Некоторые российские производители продвигают свою продукцию, ориентируясь на западные, а с некоторых пор и на восточные стандарты упаковки. Белорусская продукция, маркируемая исключительно на русском языке, воспринимается частью потребителей как отечественная. Непросто определить, чьей продукцией считать кофе, обжаренный в Ижевске, или селёдку, засоленную в Бресте".
Поспорить сложно. Но стоит заметить, что главным критерием для осознанного покупателя остаётся всё же соотношение цена / качество, а не страна происхождения. Даже в нынешние времена.