За 2 года розничных аптек Петербурга стало больше на 260 точек (11,5%) — с 2022-го по 2024-й их количество возросло до 2518.
Такие данные приводятся в материале "Ведомостей" экспертами маркетингового агентства DSM Group, которое отметило скромную динамику по открытию точек за прошлый год в сравнении с 2023-м, когда аптечных магазинов стало больше на 223 единицы.
По приведённым подсчетам, лидирует по открытию аптек в Северной столице сеть "Ригла", у которой в прошлом году насчитывалось 220 точек. Далее расположилась московская "Нео-Фарм", прирост которой за прошлый год насчитывает 51 единицу - до 252 точек. На 48 единиц, до 333, выросла сеть Group из Москвы, а местный "Невис" стал насчитывать уже 279 аптек (+9 объектов за прошлый год). Сокращение темпов прироста, уверяют отраслевые специалисты, означает усиление конкуренции на рынке города на Неве. Крупные участники рынка активно развивали сеть в регионе, а более мелкие закрывались.
“
"В последние годы основная борьба ведётся между крупными аптечными сетями. Процесс консолидации идёт параллельно с открытием новых точек", — приводят "Ведомости" слова директора по развитию компании RNC Pharma Николая Беспалова.
Беспалов полагает, что более мелкие участники рынка страдают в том числе из-за перетока клиентов в онлайн-продажи — крупные сети расширяют ассортимент за счёт приобретения БАДов и медицинских изделий. Фактически рядом с продукцией медицинского назначения на прилавках появляются товары, которые не относятся к лекарствам.
Впрочем, участники рынка отмечают не самые высокие темпы продаж в онлайн-сегменте: в прошлом году прирост онлайн-заказов в аптеках составил лишь 9% от показателя 2023-го года, который прибавил за 12 месяцев куда более уверенные 27% у ePharma. При этом россияне скупают БАДы сравнительно редко, не менее низким спросом в онлайн-сегменте, как показывает статистика, пользуется продукция, связанная с уходом за полостью рта, женская гигиена и контрацепция. Не стимулирует спрос даже рецептурный ассортимент.
При этом на отечественный рынок возвращаются иностранные препараты, уже вошедшие в оборот, — за год стало больше 4,7 тыс. наименований. За 2024-й в России, несмотря на внешнее санкционное давление, удалось реализовать продукцию из 60 регионов мира. Хотя политика иностранных игроков на протяжении последнего пятилетия сводилась к последовательному сокращению собственного присутствия на российском рынке.