Жаркие, зимние и дорогие: горные лыжи стали доступны лишь избранным петербуржцам

Богатые петербуржцы готовы тратить на горнолыжных курортах по 500 тысяч рублей
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Горные лыжи считаются в Петербурге более элитарным занятием, чем в Москве, из-за более низкого уровня доходов. А вот тратить на это хобби по полмиллиона рублей в год готова одинаковая доля спортсменов в обеих столицах. В какие ещё виды спорта инвестируют состоятельные петербуржцы ради особого стиля жизни?

По данным ВЦИОМ, почти каждый второй россиянин занимается зимними видами спорта. Популярнее всего лыжи и сноуборд (24%), на втором месте катание на коньках (18%), а каждый десятый опрошенный отдаёт предпочтение зимней охоте и рыбалке (10%), ещё 8% выбирают бег и ходьбу. Конечно же, чем выше уровень материального благосостояния, тем больше доля спортсменов. Так, по данным социологов, среди хорошо обеспеченных людей доля тех, кто занимается спортом, достигает 51%, в то время как среди граждан со скромными доходами показатель в 1,3 раза ниже (38%).
Например, по данным исследования сервиса "Профи.ру", у каждого десятого москвича на спортивные занятия уходит более 500 тыс. рублей в год. В эту сумму входят поездки на зимние курорты, покупка экипировки и занятия с персональными тренерами. Самыми популярными зимними занятиями остаются у жителей столицы горные лыжи, сноуборд и хоккей. А что у жителей Северной столицы?

Холодно и дорого

Увы, статистика показывает, что для 46% петербуржцев занятия зимними видами спорта — непозволительная роскошь. Такими данными с "ДП" поделились в маркетплейсе услуг "Профи.ру". Многим жителям культурной столицы не хватает не только средств, но ещё времени и мотивации для решительного покорения горных вершин. Это фактически привилегия, доступная избранным. Так, более трети опрошенных (34%) отказываются от зимних видов спорта ввиду высокой стоимости оборудования и занятий с тренером, а для каждого пятого респондента главным препятствием для регулярных занятий является отсутствие мотивации.
И хотя, например, в Петербурге и Ленинградской области достаточно оборудованных площадок для занятий горными лыжами, но добраться до них хватает усердия не всем: 16% опрошенных среди весомых причин отказа от зимнего спорта выделили удалённость спортивных объектов.
"В большинстве случаев зимняя активность обходится горожанам существенно дороже, чем занятия спортом в тёплое время года, поскольку это требует больше различного инвентаря. В среднем петербуржцы готовы тратить на зимние виды спорта до 50 тыс. рублей в год — так ответили 36% респондентов. В такой бюджет обычно входит покупка минимального комплекта экипировки и поездка до ближайших локаций для тренировок", — рассказали "ДП" в "Профи.ру".
В то же время многие жители Северной столицы предпочитают катание на коньках (34%), а каждый пятый участник исследования проголосовал за хоккей. Немало горожан с удовольствием занимаются беговыми лыжами, которые не требуют таких затрат, как горные.

Для избранных

Впрочем, для более состоятельных петербуржцев катание на горных лыжах— главное событие зимы. По примеру известных на весь мир горнолыжных курортов Швейцарии курорты Краснодарского края каждый год принимают российских бизнесменов, желающих стать частью особого сообщества. Так, примерно 15% петербуржцев готовы вложить в спортивную активность от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. В эти расходы входят и групповые занятия с тренером, и выезды за город для тренировок.
Более того, около 10% опрошенных "Профи.ру" инвестируют в зимние виды спорта свыше полумиллиона рублей ежегодно. Средства идут на тематические базы отдыха, приобретение профессионального снаряжения и оплату индивидуальных тренировок.
В пресс–службе курорта "Красная Поляна" описали "ДП" портрет современного туриста на горнолыжном склоне. Так, анализ целевой аудитории показывает, что 51% гостей курорта — молодые люди в возрасте от 20 до 34 лет. Также развитая инфраструктура привлекает сюда большое количество семейной аудитории. К слову, у гостей одинаковой популярностью пользуются и лыжи, и сноуборд.
Собеседники в "Красной Поляне" отмечают, что путешественники всё чаще выбирают отдых, где можно почувствовать единение с природой, поддержать здоровый образ жизни, изучить локальную специфику (будь то кухня или традиции и история).
"В целом же наш гость — это человек, который хочет отвлечься от шума большого города и погрузиться в атмосферу, которая позволит ему расслабиться, привести мысли в порядок, получить эмоциональную разгрузку, восстановить ресурсы, выстроить свой отдых осознанно".
Представители горнолыжного курорта "Архыз" рассказали "ДП", что в большинстве своём к ним на зимний отдых приезжают семейные гости с детьми, молодые пары, большие компании друзей, которые любят активные виды отдыха: "Это так называемые осознанные туристы, которые заранее планируют свой отдых, изучают инфраструктуру курорта и местные достопримечательности, зачастую везут с собой экипировку для катания".
В "Архызе" отмечают, что с начала нового зимнего сезона–2024/25 более 68% туристов предпочитают катание на лыжах или сноуборде, 29% гостей выбирают зимние прогулки с экскурсионным сопровождением по лесу и склонам, 3% — тюбинг.

Для сильных духом

Особое место в спортивной жизни бизнес–сообщества занимает хоккей. Более того, есть руководители крупных компаний, которые нанимают помощниками директоров бывших хоккеистов, чтобы те повысили корпоративный дух и класс игры.
Собеседники из деловой среды отмечают в беседе с "ДП", что у мужчин в большом бизнесе очень популярна Ночная хоккейная лига (НХЛ) — любительская организация, созданная по инициативе президента страны. И у широкой публики прежде всего Ночная лига известна именно яркими кадрами с матчей, в которых принимают участие первые лица страны. Однако на сегодняшний день организация является флагманом любительского хоккея, который доступен всем и проводит сотни матчей по всей стране. Так, в 14–м сезоне, 2024/25 года, региональные чемпионаты НХЛ проводятся не только в Петербурге, но и в 83 регионах страны, в которых суммарно участвуют более 1400 команд и более 27 тыс. хоккеистов–любителей.
Как рассказали "ДП" в петербургском представительстве Ночной лиги, каждый желающий хоккеист–любитель в зависимости от своего возраста и хоккейных навыков может найти подходящий для выступления дивизион, которых в Ночной лиге насчитывается уже четыре: "Лига Надежды", "Лига Мечты", "Любитель 40+" и "Любитель 50+". Всероссийский турнир по хоккею проходит в два этапа: региональный — с сентября по март и двухнедельный фестиваль на ледовых аренах Олимпийского парка — наследия Олимпиады 2014 года. Победитель турнира в главном дивизионе получает Кубок Крутова и грант на строительство крытого ледового катка в своём регионе.
"Состав команды формируется исходя из целей и задач, поставленных перед командой. Главное условие — соблюдение требований регламента. Это может быть как группа единомышленников, тех, кто давно знаком, дружит или работает вместе, так и просто сборная команда. В команды, которые не решают турнирных задач, обычно берут всех желающих хоккеистов–любителей, а вот в некоторые команды есть настоящий отбор. Особенно в те, которые ставят задачу победить во всероссийском финале фестиваля. Игрока приглашают на просмотр, и, как правило, главный тренер решает, подходит этот игрок в команду или нет", — рассказал "ДП" региональный представитель фонда "НХЛ" в Санкт–Петербурге Ярослав Мальков.
Как отмечает собеседник, минимальные требования — наличие полной хоккейной экипировки, обладание базовыми навыками катания на коньках, игры в хоккей и желание тренироваться и развиваться. Стоимость экипировки сильно варьируется в зависимости от бренда и модели. В среднем полная хоккейная экипировка полевого игрока начального уровня может обойтись примерно в 50–60 тыс. рублей. Вратарская форма обходится на порядок дороже.
В Ночной лиге отмечают, что турнир является площадкой для укрепления деловых связей и партнёрских отношений:"Есть много примеров, когда участники Лиги не только соперничали друг с другом на ледовой площадке, но и обменивались знаниями и опытом из других сфер жизни, организовывали совместные мероприятия и бизнес–проекты".

Поднять паруса

Петербург — колыбель парусного спорта. И хотя сезон яхтинга официально завершается в ноябре, настоящие любители парусного спорта не боятся зимы. Например, в акватории Финского залива очень популярен виндсёрфинг. Ещё в советское время в Ленинграде активно развивался буерный спорт — гонки на ледовых яхтах на разведанной ледовой дистанции. Грубо говоря, буер представляет собой лодку, поставленную на коньки. Считается, что первые прототипы буера были построены в Голландии около 400 лет назад: местным рыбакам приходилось уходить на десятки километров от берега, чтобы ставить сети подо льдом. А вот в России ледовые болиды появились в XVIII веке и использовались поморами и рыбаками Онежского озера для промысловых целей.
К слову, первые буерные гонки прошли именно в Петербурге ещё в 1890 году (впервые в Европе). Гонка состоялась в петербургском Речном яхт–клубе. В настоящее время в акватории Финского залива базируется крупнейший буерный флот в стране. Ледяной болид может развивать скорость от 40 до 120 км/ч.
Как рассказал "ДП" член президиума Всероссийской федерации парусного спорта, голос российского парусного спорта Алексей Жиров, в Северной столице сложилось одно из самых больших в стране сообществ спортсменов зимних парусных видов спорта: гоняются дети, взрослые и ветераны.
"В буере класса DN (название произошло от первых букв газеты Daily News, которая в 1916 году объявила конкурс на создание простой конструкции буера, которую можно собрать в домашних условиях. — Ред.) гоняются порядка 40 человек, в парном классе "Монотип 15" порядка 25 корпусов, активно гоняются 20 экипажей (60 человек). Зимним виндсёрфингом и кайтом увлечены более 200 человек", — уточнил Алексей Жиров.
Так, например, с 7 по 9 марта на льду Сестрорецкого разлива пройдёт Национальная буерная неделя. Соревнования соберут в Петербурге любителей буерных гонок из 10 регионов России. К слову, кроме Петербурга центрами развития буерного спорта являются Иркутск, Москва, Владивосток и Волгоградская область.