Риски на поверхности: рекламу кредитов начали помечать спецпредупреждениями

Россиян начали предупреждать о рисках оформления кредитов
Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"
С 1 марта в силу вступили изменения в закон о рекламе. Одна из новаций: теперь призывы взять кредит, стоимость которого может меняться в зависимости от тех или иных условий, нужно будет снабжать предупреждением. А именно: предписывается добавлять фразу "Изучите все условия кредита (займа)". Если же речь о потребительском кредите, необходимо добавлять фразу "Оценивайте свои финансовые возможности и риски".
Предупреждения должны занимать не менее 5% площади рекламного пространства.
Из этого можно сделать вывод, что кредиты потенциально вдвое менее опасны для человека, чем алкоголь или биологически активные добавки. Поскольку предупреждения об опасности алкогольной продукции, по тому же закону, должны занимать не менее 10% площади. Кроме того, в этой логике кредиты втрое менее опасны, чем курение. Реклама сигарет запрещена, но на самих пачках наносятся предупредительные надписи о вреде для здоровья, размер которых должен быть не менее 30% площади поверхности.
Однако риск кредитов, согласно формальной шкале предупреждений, может быть сопоставим c опасностью лекарственных препаратов и медицинских услуг, где, как и в случае с кредитами, также идёт речь о 5% обязательной площади для предупредительной надписи.
Остаётся до конца не выясненным вред азартных игр, потому что в этой сфере не удалось обнаружить требований к особой предупредительной надписи (может быть, потому, что её не смогли придумать, хотя можно было бы написать, что обычно выигрывает казино). Ясно только, что такие игры бывают разрешённые (их можно рекламировать в отдельных случаях), а бывают неразрешённые, в онлайн, и неразрешённые так опасны, что за их рекламу хотят ввести уголовную ответственность.
От всего заранее не убережёшься, все риски не оценишь. В качестве универсального решения стоило бы подумать о том, что сама реклама как таковая может представлять опасность и имеет смысл заготовить предупредительную надпись об опасности рекламы в принципе. Чтобы надписи работали, их можно сделать по законам самой рекламы, чтобы они были эмоциональны: "Скорее всего, вас хотят надуть", "Подумайте, вдруг эту вещь вам хотят впарить втридорога", "Эти люди могут наживаться на ваших слабостях".
С умом стоит подойти к определению размера предупредительной надписи. Например, он может быть прямо пропорционален бюджету рекламной кампании.