Обещанного три года ждут. Как ВСМ изменит транспортную инфраструктуру Петербурга

В Петербурге активизировалась подготовка к строительству ВСМ

После долгих лет обсуждений и планов, в марте в Петербурге начали подготовку к строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). Масштабный проект, призванный улучшить связь Северной столицы с Москвой, изменит логистику транспортных потоков и инфраструктуру города.

Проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали ведётся по поручению президента Владимира Путина в рамках инвестиционной программы ОАО "РЖД". Запустить движение хотят в 2028 году, то есть всего через три года.

Подготовка инфраструктуры и начало строительства

На начальном этапе основные усилия сосредоточены на подготовке инфраструктуры города. Ведётся работа над объектами улично-дорожной сети, призванными обеспечить удобный доступ к новому транспортному узлу.
Важным является решение о прокладке ВСМ в одном коридоре с главным ходом Октябрьской железной дороги. Это позволит оптимизировать использование существующей железнодорожной инфраструктуры.
Власти отметили, что к подготовительным работам на участке от станции Санкт-Петербург-Главный до станции Обухово-2 уже приступили. Проект планировки территории линейного объекта по части Петербурга утверждён, что создаёт основу для дальнейшего развёртывания строительных работ.
Железнодорожную инфраструктуру подготовит "Нацпроектстрой" (НПС). В компании рассказали, что предусмотрена подготовка территории под два главных пути новой магистрали и переустройство технологической площадки станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.
"Строители АО "Дороги и Мосты" (входят в "Нацпроектстрой") возведут на участке почти 70 км путей и 15 искусственных сооружений, включая 2 моста, 8 железнодорожных путепроводов, 3 эстакады и 2 тоннеля", — отметили в компании.
Помимо этого, смонтируют цифровые системы управления движением поездов, а вдоль путей установят шумозащитные экраны.
Одним из ключевых элементов подготовки также является продолжающаяся реконструкция Цимбалинского автодорожного путепровода. Это автодорожный мост в створе улиц Белы Куна и Цимбалина, соединяющий Фрунзенский и Невский районы. Он проходит над железной дорогой Московского направления, потому необходим для реализации ВСЖМ-1.
Само строительство центрального участка ВСМ пока не началось. В границах Петербурга работы стартуют после получения положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России", что ожидается в текущем году. Это важный этап, подтверждающий соответствие проекта всем необходимым нормам и стандартам безопасности.
Автор: Ермохин Сергей/ДП

Что сделают для удобного проезда к терминалу

Сам терминал ВСМ будет располагаться рядом с Московским вокзалом. Особое внимание уделяется удобству пассажиров и обеспечению многосторонней доступности станции. Планируется построить привокзальную площадь на Лиговском проспекте.
Вместе с тем построят продолжение Днепропетровской улицы (от привокзальной площади до Транспортного переулка). Продолжат также Миргородскую улицу (до Чернорецкого переулка).
Кроме того, реконструируют проезд вокруг собора Феодоровской иконы Божией Матери. От Товарного переулка до будущего разворотного кольца предусмотрено строительство новой Военной улицы. На южной стороне Военной улицы планируют расположить стоянку для такси и личных авто.
Дополнительный остановочный пункт ВСМ решили построить вблизи станции метро "Обухово". Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) "Южный" обеспечит связь магистрали с поездами пригородного сообщения, метрополитеном и остановками общественного транспорта.
Пассажиры поезда идут по перрону Московского вокзала с чемоданами и сумками.
Автор: Тихонов Михаил/ДП

Почему решили сохранить исторические склады Кокоревых

Платформу интегрируют в исторические здания складов Кокоревых. Объект решили вовлечь в современное использование. Отметим, что это порядка 15 исторических двухэтажных зданий из красного кирпича (1873–1886 годов постройки).
Принадлежали здания председателю правления "Северного общества страхования и складов товаров с выдачею варрантов" Василию Кокореву. В Петербурге находилось отделение общества. Согласно открытым данным, в 1918 году его ликвидировали. Сам Кокорев был одним из богатейших людей того времени, вкладывал средства в строительство и торговлю.
Первый корпус построил академик архитектуры Императорской Академии художеств Иван Мерц. Такая индустриальная, деловая архитектура важна для сохранения памяти о том, как трудились люди в Петербурге.
Готовится проект возращения исторического наследия складов к их первоначальному виду. По разработкам проектировщиков поезд будет заезжать прямо внутрь склада, поэтому ценные постройки остаются на месте.
Таким образом, пассажиры смогут переходить из исторического пространства в современное. Уже в новых зданиях люди будут пересаживаться на другие виды транспорта, в том числе метрополитен. Для этого у терминала потребуется построить дополнительный выход в метро.
Вид на жд пути у Московского вокзала и склады Коккоревых.
Автор: Ермохин Сергей/ДП

Что будет с домами Фарфоровского поста

Дома Фарфоровского поста стали ещё одной преградой, для которой нашли своё решение. Комплекс дореволюционных построек Фарфоровского поста состоит из павильона и шести двухэтажных кирпичных корпусов. Жилые постройки расположены с западной стороны Октябрьской железной дороги. Одноэтажное кирпичное здание станции находится с другой стороны путей.
Остановочный пункт Фарфоровский пост был открыт в 1879 году для разделения между сортировочной станцией и главным железнодорожным ходом. В 1910 году севернее платформы был открыт путепровод, соединивший Муравьёвский переулок (ныне — улица Цимбалина) с Фарфоровским постом, Николаевским посёлком и дорогами в села Волково и Романово. В конце 1900-х — начале 1910-х годов был выстроен комплекс двухэтажных краснокирпичных жилых домов для служащих Николаевской железной дороги и одноэтажный павильон самой станции.
Решено, что часть домов передвинут. Власти заверили, что при этом они не пострадают и сохранятся как исторические объекты. Некоторые дома будут выкупать.
Автор: Ермохин Сергей/ДП

Для электричек построят новый "дом" на "Волковской"

По словам чиновников, пригородное движение Московского и Волховстроевского направлений переведут на станцию Волковская. Это поможет освободить коридор для ВСМ.
Новую пассажирскую станцию Волковская на месте существующей грузовой станции будут возводить также компании "Нацпроектстроя". Это будет трехэтажное здание вокзала и 4 островные платформы с навесами от осадков.
"Для удобства маломобильных пассажиров на станции оборудуют лифты и эскалаторы. Пассажирский комплекс интегрируют с наземным транспортом и метро", — подчеркнули в пресс-службе компании.
Чтобы на новый вокзал было удобно приезжать, предполагается реконструкция Прогонной улицы. Ещё хотят построить Камчатскую улицу (от продолжения улицы Тосина до Магистральной), Магистральную (от продолжения Камчатской улицы до Софийской) и Софийскую улицу (от Салова до Волковского проспекта). Там же будут проводить капитальный ремонт Нефтяного путепровода. Он начнётся в этом году.
Внешний вид вокзала, который построят для новой пассажирской станции Волковская в Петербурге.
Автор: Пресс-служба ГК "Нацпроектстрой"

Как новый вокзал для ВСМ изменит цены на недвижимость

Появление нового вокзала может привести к увеличению спроса на жильё и коммерческую недвижимость в районе. К тому же это создаст новые рабочие места, могут появиться новые предприятия сферы услуг, торговли и общественного питания, ориентированные на пассажиров и жителей района. "ДП" обратился к экспертам в сфере недвижимости с данным вопросом.
Руководитель сети проектов МФК SMART Михаил Тёмкин заявил, что сейчас территория в районе Волковской является не самой привлекательной. Дело в том, что это "классический серый пояс", к тому же рядом расположено кладбище.
Однако развитая транспортная система в перспективе может преобразить территорию. Учитывая то, что рядом находится станция метро, центр города не так далеко, а в перспективе — строительство вокзала, который обеспечит доступ жителям пригородов, там мог бы сложиться хороший деловой центр, считает эксперт. В свою очередь, наличие высококлассных офисных объектов позволит повысить привлекательность локации в том числе для строительства жилья.
"Эта локация хорошо подойдёт для строительства офисной недвижимости, которая сейчас является крайне востребованной. Вакансия офисов в Петербурге составляет менее 4%. Это сказывается на росте арендных ставок: они увеличились на 18% в классе B и 27% в классе A за 2024 год. При этом Фрунзенский район, по данным наших коллег из БЦ Информ, занимает достаточно низкую долю по количеству офисов — 4,7%. Объектов класса A в районе нет, а на класс C приходится 57% предложения", — добавил Михаил Тёмкин.
Станция метро "Волковская"
Автор: Асмолов Евгений/ДП
Генеральный директор ГК "Полис" Дмитрий Шергин заявил, что территория может в будущем перенять опыт района станции Девяткино.
"Изначально небольшая железнодорожная станция превратилась в один из крупнейших транспортных узлов Санкт-Петербурга и Ленобласти. Вокруг станции сформировался целый город с населением более 100 тысяч человек", — напомнил он.
Генеральный директор УК VALO Hospitality Константин Сторожев сравнил Волковскую с соседней станцией Бухарестская, район которой также преобразился благодаря развитой транспортной инфраструктуре.
"Эта локация была депрессивной, в сознании людей Бухарестская воспринималась отдалённым районом. Но в результате появился успешный проект, который вслед за собой способствует преображению района. Я думаю, Волковская может стать хорошим направлением для строительства апартаментов. Близость центра и метро — привлекательные факторы для туристов, соответственно, район может стать развитым туристическим центром города", — заметил Сторожев.

Какие опасения вызывают возможные последствия строительства

Привлечение большого количества пассажиров может привести к увеличению транспортной нагрузки на прилегающие улицы, особенно в часы пик. Потому властям потребуется грамотно распределить дорожные и другие работы, чтобы избежать пробок и заторов.
Транспортный инженер, автор телеграм—канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов считает, что в целом стройка не так критична для функционирования города. Работы ведутся в пределах полосы отвода РЖД, а складирование материалов, скорее всего, будет ближе к КАД. Вероятно, ситуация ухудшится в районе пересечения с Обводным каналом.
"Да, будет дополнительная нагрузка на улично-дорожную сеть, но я не думаю, что она станет критичной. Город, очевидно, не готов. Просто не в состоянии комплексно и глобально пересмотреть планы своего развития, чтобы когда-либо быть готовым. Просто компетенций нет. Поэтому, конечно, в этом смысле после строительства будут и пассажирский, и транспортный коллапс", — отметил специалист.
Что касается сроков строительства, они зависят от количества техники и людей, а также финансирования, но могут сдвинуться.
"Всю ВСМ к 2028 году не построят — я в это не верю от слова совсем. Питерский участок — ещё в теории может быть. Но теория и практика у нас крайне далеки друг от друга", — добавил Вергазов.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков также с трудом верит, что сроки выполнимые.
"Единственное, что близко, и что я слышал от проектировщиков, к 2028 году построят московский участок, потому что он строится уже год силами правительства Москвы. А питерский участок, с учётом всех нюансов и того, что есть кокоревские склады, которые имеют охранный статус, это гораздо более сложные инженерные работы. Я с трудом верю, что в 2028 году Питер получит ВСМ за такие короткие сроки. Минимум, до 2030 года, учитывая болотистую местность в ленинградских лесах и Новгородской области. Даже эстакадным строительством это всё строить очень долго. Вспомните, как строилась М-11 («Нева» — скоростная автомагистраль между Москвой и Петербургом). Я понимаю, что М-11 немного другого формата дорога, она шире. Тем не менее, геологические условия примерно те же самые. А без них железную дорогу не построить никак", — сказал Булгаков.
Примечательно, что сейчас в Москве Ленинградский вокзал закрыт, однако в Петербурге пока нет особой готовности к строительству. Есть лишь концессионный договор и первые шаги к строительству вокзала на "Волковской".
Москва. Ленинградский вокзал. Пассажиры выходят из здания вокзала.
Автор: Тихонов Михаил/ДП
Причём сложности могут возникнуть и с перенаправлением пассажиропотока. Направление Москва — Санкт-Петербург — это самое пассажиронапряжённое направление ночных поездов в Европе.
"Ряд поездов, возможно, пустят временно на Ладожский или на Витебский вокзал. Как раз есть повод наконец решить вопрос с электрофикацией Витебского вокзала. Тем более, он пустует. Хотя, там, конечно, есть и другие нюансы", — добавил он.
Директор по решениям в области общественного транспорта компании "Simetra" Владимир Валдин выразил мнение, что на трафик в пределах города в процессе стройки влияния не будет.
"Стройка внутригородские корреспонденции никак не затронет. Будут периодические отмены электричек не в часы пик, но к этому граждане уже привыкли, и подстраиваются", — сказал Владимир Валдин.
По его словам, после ввода ВСМ по наземному транспорту ничего не изменится, так как пассажиры дальних поездов ориентированы на такси и метро.
"Если же электрички перекинут на Волковскую, то те, кому надо относительно в центр, поедут туда, куда их повезут. Остальные же будут ещё активнее высаживаться в Рыбацком и Обухово, где и сейчас это делают 3/4. То есть тоже особо ничего не поменяется. Можно было бы сделать и на этом направлении нормальную городскую электричку, но только или на Московский, или через Ладожский. Но выбрано решение, по которому этого сделать будет нельзя", — заключил собеседник "ДП".
ВСМ спроектирована с учетом полной обособленности от существующих железнодорожных и автомобильных трасс. Благодаря изолированному транспортному коридору, серьёзных проблем при реализации проекта, на мой взгляд, не предвидится. Основная техническая сложность заключается в необходимости переноса части инженерных коммуникаций, попадающих в створ трассы — магистральных газопроводов, теплотрасс высокого давления и электросетей. Хотя эти вопросы учитывались при проектировании, но они требуют дополнительной проработки. Определённые трудности могут возникнуть на этапе прохождения проектно-сметной документации через Госэкспертизу, которая традиционно строго контролирует соответствие строительным нормам и стремится оптимизировать сметную стоимость. Этот процесс обычно занимает до 6 месяцев, плюс 3 месяца на устранение замечаний. Однако, учитывая заключенное концессионное соглашение со Сбербанком, в котором прописаны четкие условия для всех участников, а также наличие прямого поручения президента соответствующим министерствам, ведомствам и главам регионов, существенных препятствий не ожидается. Что касается Петербурга, строительство ВСМ учтено в новом Генеральном плане города и документах по развитию инженерно-транспортной инфраструктуры. Насколько мне известно, уже произведено изъятие земель для строительства нового вокзала ВСМ в районе Лиговского проспекта и Обводного канала. Относительно влияния на существующие транспортные потоки — строительство ВСМ по отдельному коридору положительно скажется на пригородном сообщении, за счет увеличения частоты движения электричек на главном ходу октябрьской железной дороги. Возможно, это приведет к оптимизации маршрутов "Сапсанов", которые смогут делать остановки на дополнительных промежуточных станциях. Пригородные электрички продолжат прибывать на Московский вокзал, но по примеру Москвы нам необходимо увеличение тактового движения и создания выносных "зонных" станций. Сейчас некоторые электрички уже заканчивают маршрут в Обухово и Рыбацком, а в районе метро Волковская, в связи со строительством ВСМ и реализацией нового Генплана, могут появиться дополнительные транспортно-пересадочные узлы для разгрузки центральных вокзалов. Внедрение зонных станций, до которых будут доходить пригородные электрички, позволит увеличить количество пар поездов и сократить время в пути (по аналогии с Московским центральным кольцом). Приоритетным представляется организация тактового движения из Колпино, учитывая значительный жилой массив и новые городские поселения — Федоровское и Тельмановское. Также зарезервирована территория под зонную станцию в Купчино. В перспективе транспортная система будет развиваться благодаря строительству двух железнодорожных диаметров, с выводом железнодорожного грузового движения с внутренней дуговой магистрали и созданием семи крупных транспортно-пересадочных узлов
Александр Ходачек
президент Санкт–Петербургского филиала НИУ ВШЭ