Прирост рынка онлайн–продаж лекарств в России превысил 30%

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

По итогам прошлого года общий объём онлайн–продаж лекарственных препаратов на российском рынке составил 432,4 млрд рублей.

Прирост рынка относительно 2023 года составил 32,5% — это вдвое выше, чем в целом на аптечном рынке, который показал динамику на уровне 15,2%, подсчитали в RNC Pharma.
Сам по себе этот факт уже говорит о высокой востребованности данного сервиса, замечает директор аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Общее количество интересантов в этом сегменте растёт, в том числе за счёт компаний второго эшелона — как правило, относительно крупных региональных игроков. Но основное направление развитию задают всё же компании, которые начинают активно инвестировать именно в онлайн–направление.
"Одним из таких наиболее активных игроков в 2024 году была сеть “Апрель”, которая вышла на второе место в топе и является одним из лидеров с точки зрения динамики", — уточнил эксперт.
В 2024 году в сегменте ePharma было совершено 229 млн заказов, что на 15% больше, чем в 2023 году, поделилась старший аналитик Data Insight Инэсса Головина.
"В 2025 году мы ожидаем дальнейшего роста количества заказов на 13%. По нашим прогнозам, вплоть до 2027 года динамика онлайн–заказов останется положительной. Покупатели становятся всё более омниканальными: согласно опросу, 57% потребителей приобрели аптечные товары через онлайн–каналы. В 2024 году каждый четвёртый рубль, потраченный на аптечные товары, пришёлся на онлайн–каналы", — говорит она.
Онлайн — объективная реальность для абсолютного большинства потребительских рынков. Но, по мнению Николая Беспалов, тот факт, что на фармрынке запрещено доставлять рецептурные препараты, — это не более чем недоразумение, которое сформулировано определённым кругом интересантов. Развитие сектора сознательно сдерживается, при этом страдают определённые категории потребителей. Ведь есть целый пласт маломобильных граждан и малонаселённые регионы, где нет аптек.
Эксперты ожидают дальнейшего роста доли онлайн–продаж. Инэсса Головина замечает, что это коснётся как аптечного сегмента (интернет–аптеки, нишевые маркетплейсы, агрегаторы), так и внеаптечного канала (универсальные маркетплейсы, eGrocery). Но постепенно темпы роста будут замедляться, а онлайн–продажи во внеаптечных каналах будут расти быстрее, чем в интернет–аптеках.