Литовские железные дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG) заявили, что нашли замену российским технологиям для ширококолейных железных дорог.
В железнодорожной инфраструктуре республики выявили около 2 тыс. различных элементов, которые ранее производились в "недружественных Литве странах", и нашли всем им альтернативу, передаёт Delfi со ссылкой на LTG.
Представитель Литовских железных дорог Гедиминас Шечкус заявил, что не всем элементам нашлись альтернативы в Литве. К поиску замены привлекли литовские научные институты, а аналоги российским технологиям и элементам, по его словам, нашли в Австрии, Чехии, Польше, на Украине и в Грузии.
Шечкус отметил, что Литовские железные дороги "таким образом опровергли распространённый миф о том, что ширококолейные железные дороги могут работать только с технологиями недружественных стран, для которых якобы нет альтернативы“.
Каким именно элементам и российским технологиям в Литве искали замену, представитель LTG не уточнил.
Снижение зависимости от российских запчастей и поиск альтернатив входят в задачу программы Литовских железных дорог до 2030 года, отмечается в публикации.
В начале 2023 года выяснилось, что Литовские железные дороги будут зависимыми от поставок Ижевского радиозавода до 2027 года. Речь шла о комплексной системе безопасности локомотивов, которой в Литве оснащены порядка 130 подвижных составов.
Позднее профсоюз литовских железнодорожников заявил о массовых поломках поездов в Литве, причиной которых назвали антироссийские санкции: выяснилось, что необходимые запасные части к поездам производятся в России.
Из-за разницы в ширине железнодорожной колеи провалился план использования литовского коридора для вывоза украинского зерна через порт Клайпеды: в Литве и на Украине железная дорога — с "российской колеёй" шириной 1520 мм, а в Польше — узкая европейская колея 1435 мм.
Сейчас в странах Прибалтики строят высокоскоростную магистраль Rail Baltica с европейской шириной колеи, но всё равно вынуждены подстраиваться под прежний стандарт. Так, например, в Латвии магистраль не дойдёт до Риги, а часть дороги останется с российской колеёй.