Рост обеспечен: сохранит ли Балтика лидерство по перевалке минеральных удобрений

Автор фото: Сергей Ермохин

На фоне общего падения показателей грузооборота в российских портах, сегмент сухих минеральных удобрений демонстрирует положительную динамику. Вместе с экспертами рынка "ДП" разбирался, чем это обусловлено, сохранится ли данная тенденция в ближайшее время и хватит ли стивидорным компаниям мощностей, чтобы обеспечить нарастающий спрос на экспорт таких грузов.

Как рассказал директор Центра ценовых индексов Роман Соколов, сейчас для России очень удачное время в части развития рынка минеральных удобрений: "Во-первых, с прошлого года не работает на экспорт крупнейший игрок отрасли — Китай, что положительно сказалось на мировом рынке удобрений. Во-вторых, производство удобрений в России остаётся одним из самых дешёвых в мире, а это позволяет сохранять нам наиболее конкурентную стоимость. В-третьих, сохраняются низкие цены на фрахт судов. Всё это даёт возможность отечественным экспортёрам планомерно наращивать объёмы и укрепляться на новых рынках. Как-то негативно повлиять на ситуацию могут разве что возвращение Китая на рынок, ограничения внутренней логистики или резкое удорожание морской. Но пока об этом говорить преждевременно".
Тот факт, что спрос на российские удобрения будет только расти, подтвердил и руководитель по взаимодействию с терминалами и портами компании "Еврохим" Ашот Григорян, подчеркнув, что в этом смысле свои правила диктует продовольственная безопасность мира. "Отечественные минудобрения востребованы везде. Но на первом месте сегодня, пожалуй, находятся Бразилия, Юго-Восточная Азия, Индия. Кроме того, есть спрос у США и некоторых стран Южной Европы".
За прошлый год, по словам директора по взаимодействию с государственными органами Ассоциации морских торговых портов Дмитрия Бухарова, объёмы перевалки минеральных удобрений превысили 42,5 млн тонн. При этом основная доля приходится на Балтийский бассейн. "Проблема в том, — считает эксперт, — что если в целом по портовым мощностям фиксируется профицит, то в части перевалки сухих минудобрений пока ощущается дефицит. Ещё сложнее ситуация обстоит с жидкими удобрениями. После того, как закрылись для сотрудничества порты недружественных стран, а работа аммиакопровода Тольятти — Одесса была остановлена, производители аммиака столкнулись с проблемой его реализации. Некоторым предприятиям пришлось приостановить свою деятельность".
Собеседник "ДП" также добавил, что ситуация сдвинулась с мёртвой точки в конце прошлого года, когда была запущена первая очередь терминала по перевалке всех видов минеральных удобрений PortFavor, и технологическая линия, предназначенная для наливных грузов, начала принимать автоцистерны с аммиаком. Так, по информации пресс-службы самого терминала, за первую зиму работы терминал Port Favor отправил на экспорт 180 тыс. тонн аммиака.
И это только начало. Сейчас на терминале продолжается строительство эстакады для приема аммиака по железной дороге и холодильной установки, которая позволит поддерживать необходимую для перевалки температуру в -32 градуса в любое время года. Запуск объектов в работу запланирован на май 2025-го года и позволит достичь производительности в 1 млн тонн аммиака в год.
Но основное значение — и здесь выразили солидарность все опрошенные "ДП" эксперты — строящийся терминал будет иметь для перевалки сухих минудобрений, так как сможет обрабатывать до 14 млн тонн в год, причём речь идёт обо всех видах удобрений, в том числе, склонных к слёживанию. Для этого на площадке будут функционировать три причала, железнодорожный грузовой фронт, состоящий из 10-ти путей общей протяженностью более 6 км, станции разгрузки вагонов и трансбордера, а также два типа складов (купольные и хребтовые) с возможностью разгрузки из них как самотеком, так и механическим способом с использованием кратцер-кранов и ковшовых погрузчиков. По словам директора терминала Port Favor Игоря Липинского, запуск площадки намечен на первый квартал 2026-го года, на сегодняшний же день стройготовность составляет порядка 60–70%. Эксперт выразил уверенность, что в итоге должен получиться один из самых современных терминалов по перевалке минудобрений, так как при строительстве был учтён опыт конкурентов и все последние мировые технологии, используемые для перевалки жидких и сухих удобрений. Например, чтобы избежать коррозии, хребтовые склады было решено возвести из деревянных конструкций.
Высокую технологичность и инновационный подход к строительству новой площадки для перевалки минеральных удобрений также отметил управляющий директор компании "Имплемента" Дмитрий Акишин. При этом он подчеркнул, что драйверами для развития собственной портовой инфраструктуры на Северо-Западе являются: рост спроса на минеральные удобрения в мире, запуск новых проектов по производству удобрений в РФ, необходимость перераспределения торговых потоков ввиду санкционной повестки.
"Сегодня недостаточно просто произвести продукт, даже если на него есть спрос и рынок сбыта. Необходимо заранее продумывать транспортировку, а для этого нужна соответствующая инфраструктура. Балтийский бассейн всегда играл важную роль в сфере морской логистики и уже давно нуждается в новых портовых мощностях. Их появление позволит отечественным компаниям и дальше укреплять свои позиции на рынке. Что касается перевалки минеральных удобрений, то у нас весьма благоприятные условия для их производства, кроме того, имеются налаженные схемы по продаже в дружественные страны. Это хороший бизнес и, чтобы он развивался, нам нужна собственная инфраструктура, которая будет продолжать работать, несмотря на геополитическую обстановку", — добавил собеседник "ДП".
По предварительным прогнозам экспертов, Балтика продолжит сохранять лидерство по перевалке минеральных удобрений. При этом возврат к иностранным портам соседних стран, вряд ли произойдёт — при наличии собственной современной инфраструктуры это будет необоснованно, как минимум с финансовой точки зрения.