Традиционные телеком–операторы в России начали трансформироваться в IT–компании

Автор фото: Vostock-photo
Автор фото: Vostock-photo

Телеком–операторы трансформируются в IT–компании и развивают услуги для бизнеса в сфере искусственного интеллекта. Они предлагают голосовую и видеоаналитику, решения для промышленности, HR, ретейла и даже для медицины.

Конверсия традиционных операторов в IT–компании является общерыночным трендом. Телеком–аналитик, автор telegram–канала abloud Алексей Бойко объясняет это тем, что полученная компаниями экспертиза, а также инфраструктурный ресурс позволяют не только обслуживать интересы собственного бизнеса, но и предоставлять разнообразные услуги сторонним компаниями. Особенно востребованным сейчас является всё, что связано с искусственным интеллектом (ИИ).

Цифровизация повсюду

Компания "Обит" объявила о запуске направления практических решений для бизнеса на базе ИИ. В число основных решений входят сервисы анализа речи и текста, а также интеллектуальные ассистенты для различных задач: умные суфлёры, диалоговые тренажёры для обучения персонала, ИИ–чат–боты и базы знаний на основе ИИ.
Речевая аналитика автоматизирует контроль качества обслуживания голосовых и текстовых обращений от клиента. Интеллектуальные суфлёры подсказывают операторам точные ответы в режиме реального времени, снижая риски ошибок. Цифровые тренажёры ускоряют обучение сотрудников через симуляцию диалогов. ИИ–база знаний агрегирует данные компании и выдаёт краткие ответы на запросы.
Разработка решений — партнёрская, "Обит" занимается интеграцией и кастомизацией. Партнёрами выступают 3itech, Т–Банк, "Наносемантика", Just AI, "Яндекс", "Сбер", Naumen. Целевая аудитория продуктов — крупный бизнес.
"Телеком–рынок перенасыщен. Потребности бизнеса сегодня по большей части связаны именно с цифровой трансформацией, а конкретно — с автоматизацией и ИИ. Тут возникает важный вопрос: может ли компания сформировать компетенции, специалистов в этом направлении? На это тратится много ресурсов. Мы свои усилия направили именно на формирование команды с компетенциями в ИИ, в также на апробацию и валидацию на реальных кейсах ИИ–технологий, которые сейчас представлены на рынке, с целью применения лучших из них для задач клиента", — говорят в пресс–службе "Обит".
В "Ростелекоме" корреспонденту "ДП" сообщили, что компания как системный интегратор IT–решений предоставляет бизнесу несколько продуктов на базе ИИ. Например, видеонаблюдение: это решение востребовано как у бизнеса, так и у госзаказчиков. Малый бизнес чаще всего приобретает камеры с ИИ для пунктов выдачи заказов. Госзаказчики используют видеонаблюдение с ИИ для контроля дорожного движения и создания систем безопасности в городах.
Второе направление — решения для промышленности. "Мощные нейросетевые модели с ИИ способны не только обеспечивать защитные функции, но и существенно повышать производительность систем управления производственными процессами, автоматизируя рутинные действия. Кроме того, промышленные решения с ИИ находят всё больше применения в области предиктивной диагностики и аналитики", — говорит заместитель президента — председателя правления "Ростелекома" Валерий Ермаков.

Ассистент на экране

В пресс–службе МТС в Санкт–Петербурге и Ленинградской области пояснили, что на фоне нехватки специалистов в России очень востребованы цифровые помощники для решения рутинных, повторяющихся задач. Это актуально практически во всех отраслях: клиентской и технической поддержке, создании контента и аналитике.
"Для создания продуктов мы используем платформенные решения на базе ИИ. МТС внедрили большую языковую модель (LLM) Cotype во Front Platform. Это платформа для запуска сайтов и мобильных приложений, которая позволяет создавать их по текстовому описанию. Кроме того, мы разработали сервис речевой и голосовой аналитики WordPulse, платформы синтеза и распознавания речи Audiogram, ИИ–ассистента разработчика Kodify. Мы как используем эти решения внутри цифровой экосистемы МТС, так и предлагаем внешним заказчикам", — рассказали в компании.
На рынке есть большой запрос бизнеса на цифровизацию, в том числе с помощью технологий генеративного ИИ и big data. МТС вывели на рынок агрегатор LLM–моделей MWS GPT — облачную b2b–платформу, позволяющую работать с языковой моделью Cototype и c другими открытыми нейросетями. Их можно дообучать и адаптировать под конкретные бизнес–задачи.
В сфере HR решения МТС используются при создании цифровых аватаров, образовательных курсов — инструмент позволяет в 3 раза увеличить скорость производства контента и обновления материала. Платформа "МТС Линк" активно внедряет ИИ–технологии для процесса обучения и бизнес–коммуникаций. Цифровой помощник может напоминать об итогах прошедших онлайн–встреч, находить нужные записи, составлять сводки информации по определённой теме, а также выделять ключевые моменты обсуждений в чатах. К слову, в 2024 году Петербург вошёл в топ–15 городов по частоте совещаний при помощи цифровых ассистентов.
Также МТС предлагают бизнесу чат–ботов и виртуальных помощников на базе Cotype и метода RAG (Retrieval–Augmented Generation — генерация с извлечением данных). С его помощью можно в реальном времени искать информацию по внутренней базе знаний компании и быстро получать развёрнутые ответы на запросы пользователя.
"Например, клиент банка спрашивает, какие условия нужны для получения ипотеки, а система находит актуальную информацию из внутренних документов (условия кредитования) и генерирует точный и понятный ответ", — пояснили в МТС.
Дочерняя компания Visionlabs специализируется на видеоаналитике. Создано несколько десятков решений на основе нейросетей для распознавания лиц, силуэтов, дипфейков, транспортных средств. Сейчас предприятие наращивает экспертизу по распознаванию медицинских снимков. "По нашим прогнозам, до 2030 года все медицинские снимки будут первично обрабатываться искусственным интеллектом. Наша задача, чтобы на базе наших решений можно было строить сквозные сервисы, которые могут решать десятки сценариев, освобождая врачей от рутинной работы", — подчёркивают в МТС.

В порту и в поликлинике

В команде "Билайн big data & AI" считают, что их клиенты — это заинтересованные в своём развитии бизнесы, которые хотят найти новые точки роста, увеличить прибыль или повысить безопасность и качество жизни людей. При этом совершенно не важно, о каком секторе экономики речь: финансах, добывающей, лесной или пищевой промышленности, медицине, ретейле, маркетинге и так далее.
Тем не менее одно из направлений работы компании напрямую связано с основным телеком–бизнесом — это речевая аналитика. Решения для анализа речи и аудиозаписей с помощью ИИ используются не только для внутренних нужд оператора, но и для call–центров, ретейла и здравоохранения. С их помощью можно, например, оценивать качество обслуживания в точке продаж или выделить лучшие практики общения операторов. В этом году "Билайну" удалось повысить точность распознавания речи в аудиозаписях до 85% и обогнать в этом плане большинство решений–аналогов на рынке.
Другое востребованное направление — видеоаналитика. "Человеческому глазу доступно далеко не всё, и тут могут помочь технологии компьютерного зрения. ИИ может определять, есть ли на сотрудниках каски, не находятся ли они в опасных зонах, замечать брак продукции и даже помогать сократить время простоя судов в порту. Нашей команде благодаря внедрению модели для автоматической проверки пломб контейнеров удалось не только повлиять на пропускную способность порта и сократить время простоя на 10 часов, но и снизить углеродный след. Технология компьютерного зрения также помогает в борьбе с потенциальными случаями мошенничества со стороны сотрудников", — рассказывает директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам "Билайна" Константин Романов.
Также оператор заинтересован в медицинской сфере. Вместе с врачами и учёными из Сеченовского университета компания разрабатывает модели на базе ИИ, которые помогают в диагностике различных заболеваний. "Недавно мы представили два решения, которые помогают врачам находить первые признаки отторжения трансплантированной почки и оценивать прогноз рецидива рака почки с точностью выше 90%. Кроме того, мы помогаем медицинским учреждениям внедрять цифровые решения. Один из последних кейсов — система “Единый кардиолог” в Кировской области", — добавил Романов.

В поисках новых доходов

Спрос на ИИ–решения растёт с каждым днём, так как бизнес осознаёт их значимость для повышения эффективности, оптимизации процессов и ускорения принятия решений. Телеком–операторы, обладая большими объёмами данных и мощными сетями, могут предложить решения, способствующие внедрению ИИ в различные бизнес–процессы.
Кроме того, как отмечает Валерий Ермаков, компаниям необходимо диверсифицировать доходы в условиях насыщения традиционного телеком–рынка. Классические услуги становятся менее прибыльными, и операторы ищут новые источники дохода.
Руководитель направления "Искусственный интеллект" Softline Digital Максим Милков обращает внимание на то, что мобильные и стационарные устройства генерируют большие объёмы данных — по геолокации, паттернам передвижения, потребительским привычкам.
"Конечно, напрямую продавать такие данные телеком–компании не могут — конфиденциальность и законы о защите персональной информации никто не отменял. Но вот предлагать аналитические продукты на основе этих данных — вполне. Речь идёт о сводных анонимизированных отчётах, скорингах, прогнозах и других аналитических решениях, которые востребованы в самых разных отраслях — от ретейла до городского планирования", — объясняет он.
Операторы одними из первых, ещё в 2010–х годах, столкнулись с проблемой коммодитизации, когда у всех игроков услуги стали неразличимы для потребителя. С тех пор они ищут диверсификацию и строят экосистемы, говорит президент Naumen Игорь Кириченко.
"ИИ в широком смысле — это про сбор первичных данных с датчиков интернета вещей, про передачу данных по сетям и объёмные вычисления. В этом есть синергия с сильными сторонами операторов. Кроме того, все операторы стремятся увеличить свою долю в кошельке клиента, занять как можно больше его статей расходов. ИИ открывает путь к продаже технологических средств, повышающих производительность труда персонала либо его замену на цифровых агентов", — развивает он свою мысль.
Одним из ключевых направлений для операторов является анализ поведения пользователей в сети, что позволяет более точно настраивать таргетированную рекламу, разрабатывать персонализированные предложения и повышать средний чек за счёт индивидуального подхода к каждому клиенту, добавляет в свою очередь генеральный директор "Ланит–терком" Вадим Сабашный.

Всех посчитали

Основные потребители решений на базе ИИ в России — крупный и средний бизнес, отмечает директор проектов IT–экосистемы "Лукоморье" (входит в "Ростелеком") Екатерина Ионова. Крупные компании обладают стратегическими амбициями и ресурсами для комплексной цифровой трансформации. Средний бизнес часто делает ставку на облачные ИИ–решения, а также low–code– и no–code–платформы — инструменты, которые позволяют внедрять технологии без масштабных инвестиций в IT–инфраструктуру и команду разработчиков.
Ведущий менеджер продукта Bercut Даниил Федотов говорит, что важной целевой аудиторией таких услуг являются секторы экономики, работающие с большим количеством данных. Например, финансовые услуги, здравоохранение, ретейл и логистика. Эти отрасли активно используют ИИ для анализа данных, прогнозирования трендов и улучшения обслуживания клиентов.
"Целевой аудиторией являются call–центры, продажи и поддержка. На основе ИИ создаются чат–боты и умные системы поиска информации в базе знаний, где собраны ответы на популярные запросы клиентов. Операторы call–центров используют нейросети для быстрого поиска информации в своей базе знаний и CRM. Также с помощью языковых моделей ИИ может оперативно сгенерировать ответы и на более сложные вопросы клиентов", — добавляет руководитель направления SDET компании SimbirSoft Евгений Барсуков.
Вадим Сабашный считает, что изначально услуги операторов в сфере ИИ ориентированы на продажу товаров физическим лицам. Однако в последние годы происходит рост целевой аудитории в b2b–сегменте.
"Примером может служить кейс, когда операторы собирают и предоставляют данные о “проходимости” места, о логике перемещения, а также предоставляют канал для доставки рекламы целевой аудитории. Таким образом, ИИ помогает привлекать новых клиентов и формировать правильную и эффективную карту пользовательского пути", — поясняет он.
Генеральный директор Sibedge Александр Калинин думает, что на рынке всё–таки следует распределить обязанности. Ключевая компетенция телеком–операторов должна оставаться в сфере связи, понимания потребностей своих клиентов и разработки продуктов. Тогда как за технологическими решениями им следует обращаться к специализированным разработчикам.
"Такой подход может стимулировать появление новых игроков на рынке ИИ, что приведёт к усилению конкуренции и ускорению технологического прогресса. В итоге это создаст условия для быстрого внедрения передовых технологий, повышения качества услуг и снижения затрат для конечных потребителей", — резюмирует он.