12:4620 марта 202512:46
12:4620 марта 2025
Эксперты консалтинговой компании "Яков и Партнёры" в аналитическом партнерстве с Retail Rocket Group и Яндексом изучили текущую ситуацию и перспективы рекламных возможностей розничных ритейлеров в РФ. По результатам исследования "От полки до экрана: развитие рынка Retail media в России", индустрия демонстрирует стремительный рост: в 2024 г. ее доля составила более 20% от общего рекламного рынка.
По мнению экспертов, в Retail media (RM) следует включать всех игроков рынка, реализующих товары и услуги на собственных площадках как в онлайн-, так и в офлайн-формате и предоставляющих возможности охватного и performance-продвижения на собственных и партнерских платформах с использованием уникального инвентаря и цифровых технологий и с задействованием больших данных.
"За последние пять лет рынок Retail media в России, представляющий цифровые рекламные услуги ритейл-площадок, вырос в 300 раз и достиг рекордных 300 млрд руб. в 2024 г. По нашим оценкам, рынок RM в стране продолжит расти уверенными темпами, а его объем может увеличиться еще втрое уже к 2029 г. и составить 900 млрд руб.", — отметил Денис Довганич, партнер "Яков и Партнёры".
По оценкам экспертов, в этих условиях Россия с высокой долей вероятности может занять лидирующие позиции на мировом рынке RM, опережая Европу и США и уступая только Китаю, где доля RM к 2029 г. может достичь 40%. Для сравнения: в РФ через пять лет показатель составит 30%.
Одним из ключевых трендов ближайших лет станет объединение нишевых игроков в мультиритейл-платформы, а также использование сторонних технологий для запуска своих RM-платформ. Хотя на российском рынке доля доходов RM, получаемых ритейлерами, использующими сторонние решения, пока не превышает 5%, она продолжает активно расти за счет подключения новых игроков и расширения их присутствия: за 2024 г. более 20 ритейлеров заключили партнерство с Retail media networks — внешними сетями и технологическими платформами для развития RM.
"Рост эффективности Retail media для ритейлеров напрямую зависит от глубины интеграции технологий и данных в рекламные платформы. Лидерами рынка станут те, кто сможет создать масштабируемую экосистему с единым окном управления рекламными кампаниями, прозрачной аналитикой и предиктивными моделями эффективности", — отметил Павел Мысин, генеральный директор Retail Rocket Group в России.
Вместе с тем основной сегмент RM по-прежнему останется за маркетплейсами, хотя их доля в России (сейчас 96%) в перспективе пяти лет снизится до уровня 79–92%, как в ведущих зарубежных странах. В то же время продуктовый ритейл демонстрирует значительный потенциал роста, фиксируют эксперты.
"Однако даже крупнейшие маркетплейсы пока не используют потенциал RM в полной мере. В России их доля составляет всего 3,1% от GMV, тогда как у международных конкурентов этот показатель достигает 7%", — подчеркнул Максим Болотских, партнер "Яков и Партнёры".