МВД считает недостаточным срок заморозки денежных переводов на трое суток, который предлагает ЦБ РФ для борьбы с мошенниками.
В минувший четверг, 20 марта, на заседании президиума Общественного совета при МВД РФ замначальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России Евгений Лукин выступил за увеличение "периода охлаждения", то есть сроков исполнения кредитными организациями поручений на денежные переводы. И речь идёт уже не только об отправлении, но и о зачислении.
Фактически это означает, что граждане, вопреки Гражданскому кодексу и прописанным в нём 72 часам, если идея получит законную силу, могут столкнуться с тем, что деньги будут идти гораздо дольше. Сейчас МВД вместе с ЦБ РФ обсуждают минимальную сумму, выше которой переводы могут блокироваться, пока речь идёт о 15 тыс. рублей.
И это уже третья с начала года идея, которая преподносится как механизм защиты граждан от хищений их денежных средств. Предпоследняя, высказанная Национальным советом финансового рынка (НСФР) от имени своих банков–членов, заключалась как раз в наделении правом блокировать до выяснения всех обстоятельств зачисление денег (получатель должен будет доказать свою чистоплотность и законопослушность). То есть из уст МВД новация звучит как уже решённая норма.
К слову, право "замораживать" списание денег со счёта действует с лета 2024 года. И если отправителю удаётся доказать, что он совершил операцию под принуждением мошенников, банк–отправитель обязан вернуть ему 100% похищенных средств.
Но как всегда, есть множество нюансов: банки, как и любые другие операторы денежных переводов, прежде чем блокировать операцию, должны обосновать свои действия. Например, выявлять нетипичные для клиента действия (не успел получить зарплату, как моментально разделил и перевёл её 5–10 другим гражданам, с которыми до этого у него не было никаких денежных контактов). Или провести анализ каждой операции в контексте её экономической обоснованности: почему человек не хочет уложиться в бесплатный лимит 100 тыс. рублей в месяц и спешит заплатить комиссию за перевод третьим лицам.
Существуют и реестры мошенников, однажды замеченных в подозрительном поведении, — на их счета как раз давно нельзя ничего переводить. К слову, теперь в реестр хотят включать и тех, кто уже документально доказал, что пострадал от мошенников. Они смогут совершать банковские операции только после череды телефонных переговоров или очного посещения банковского отделения с родственником. Странно, что у законодателей не возникла идея требовать от таких граждан нотариального согласия.
По словам Евгения Лукина, МВД РФ предлагает блокировать любые переводы через Систему быстрых платежей (СБП). Кроме того, министерство хочет разработать механизм запрета на заключение договоров банковского обслуживания иностранцами (теми, кто живёт в РФ по ID–картам без национальных паспортов). И в довесок разрабатывается схема, на каких основаниях блокировать денежные переводы на платёжные карты и электронные кошельки, эмитированные иностранными кредитными учреждениями, в том числе по СНГ.
Пока все запреты и блокировки находятся на уровне предложений. Но в том, что они будут реализованы в том или ином виде, сомнений нет. При этом государство конкретной цифры украденного у населения не знает. ЦБ РФ, например, заявляет о 27,5 млрд рублей за минувший год, МВД — о 200 млрд, "Сбер" оценил объём как "не менее 295 млрд". Видимо, считают по–разному: кто–то учитывает и проданные квартиры.
В любом случае то, что сейчас преподносится как защита граждан от мошенников, на самом деле является борьбой с незаконными схемами ухода от налогов.