Директор российского представительства ESET, производителя антивируса Nod32, Андрей Албитов рассказал "Деловому Петербургу" о росте прибыли, борьбе с пиратством и представил антивирус в роли стирального порошка.
"ДП": Андрей, с каким из следующих утверждений вы согласны? По мнению
Евгения Касперского, вирусов во время кризиса становится больше в разы, так как
многие программисты остаются без работы. В финской F–Secure говорят: кризис
ничего не меняет.
Андрей Албитов: Я склонен согласиться с финскими коллегами.
Как правило, вирусные эпидемии связаны с тем, что в очередной версии
операционной системы или какого–либо софта найдена критическая уязвимость. Вирус
эту уязвимость использует, распространяется на миллионы компьютеров. Но это
бывает редко — раз в год, иногда раз в несколько лет. И вряд ли это связано
с финансовым кризисом.
Сильные программисты останутся при работе. А хорошие вирусы
пишутся хорошими специалистами. Рассказы о том, что любой школьник может
написать вирус, который взломает миллионы компьютеров, — это просто
страшилки.
"ДП": В конце этого года должна выйти новая операционная система
Windows 7. Вызовет ли это новую волну вирусной активности?
Читайте также:
МВД вызвало "Доктора Вэба"
Андрей Албитов: Microsoft — компания с большим опытом,
она заранее оповещает всех вендоров о выпуске нового релиза. К концу года у них
будут версии, которые стабильно работают с Windows 7.
"ДП": Кризис изменил расстановку сил на мировом рынке антивирусных
продуктов?
Андрей Албитов: Во многих странах есть сильные местные
игроки, которые исторически заняли позицию лидера у себя на родине, и их трудно
потеснить. К примеру, в странах бывшего соцлагеря была сильная математическая
школа. И если мы посмотрим сейчас, более половины антивирусов написаны
разработчиками из этих стран. Это не меньше дюжины вендоров.
К примеру, родина ESET — Словакия. Первоначально
акционерами компании были шесть программистов–разработчиков из Чехословакии,
которые чуть ли не в гараже написали этот продукт. Сейчас штаб–квартиры ESET
располагаются в Словакии и США.
"ДП": Каково место российского подразделения в структуре
ESET?
Андрей Албитов: По итогам прошлого года российский рынок
вышел на первое место по продажам в структуре компании ESET. Это без учета
американского рынка. Сейчас в России есть две компании, которые оторвались от
других конкурентов: "Лаборатория Касперского" (ЛК) и мы. Американский Symantec
имеет слабые позиции в рознице, а DrWeb — в корпоративном сегменте.
Я не думаю, что за 1–2 года нас кто–нибудь догонит. Свою
долю на российском рынке антивирусов в денежном выражении мы оцениваем как
27–29%. Если рассматривать рынок для частных пользователей, наша доля выше, а в
корпоративном сегменте — ниже. Думаю, в целом по итогам года мы получим
рост доходов в России 10–30%, а рынок увеличится на 5–10%.
"ДП": Как вы оцениваете свои шансы на то, чтобы стать лидером рынка в
России?
Андрей Албитов: Думаю, у нас высокие шансы стать лидерами на
рынке антивирусов для частных лиц.
В некоторых московских ретейловых сетях мы уже по доходам от
продаж сравнялись с ЛК. Мы несколько уступаем по количеству продаваемых
"коробок", зато наша продукция на 10% дороже. А в корпоративном сегменте мы
уступаем ЛК, потому что они уже давно на этом рынке, у них лучше позиции в
государственном секторе.
"ДП": Может, имеет смысл снизить стоимость продукции?
Андрей Албитов: Это вопрос из области позиционирования
товара. Например, почему BMW дороже "тойоты"? У каждой компании есть видение,
сколько должен стоить ее продукт.
Мы считаем, что у нас хорошая техническая поддержка, хороший
продукт, и это дает нам право устанавливать цену выше. Очень часто вендор,
который выходит на рынок России, пытается снизить цены в надежде на то, что
через несколько лет он их поднимет, окупит свои вложения. Мы сразу решили, что
этот путь нам не подходит.
"ДП": По–вашему получается, что цена — не главное для
потребителя. А видит ли обыватель принципиальную разницу между
антивирусами?
Андрей Албитов: Представьте, что антивирус — это
стиральный порошок. Вам надо постирать — вы идете в супермаркет и по
какому–то принципу выбираете порошок: по цене, коробка понравилась, первый на
полке, может, какая–то надпись вас впечатлила.
То же самое с антивирусами: человек приходит в магазин и по
аналогичному принципу делает выбор. Есть покупатели, на мнение которых влияет
продавец. Он дает рекомендацию: антивирус от этого вендора лучше.
"ДП": Для того чтобы продавец давал такие рекомендации, надо ему
платить.
Андрей Албитов: Вовсе нет. Многие сети не разрешают работать
с продавцами в плане материального стимулирования: запрещены призы, подарки. Мы
предпочитаем проводить учебные тренинги, предоставлять продавцам бесплатную
версию нашего антивируса на год. Если человек пользуется продуктом, ему
нравится, он совершенно честно рекомендует его покупателю.
Соглашений с ретейлерами, гарантирующих продажи, нет ни у
нас, ни у ЛК. Объясняется это просто: софт для большинства компьютерных
магазинов не является приоритетным направлением.
"ДП": Сейчас многих производителей софта потянуло на малоразвитые
рынки. Как обстоят с этим дела в ESET?
Андрей Албитов: В 2009 году мы открыли офис в Мумбае.
Конечно, разница между потребителями в России и в Индии большая. Начнем с того,
что у последних нет электричества. В Индии около семи городов с населением
больше 10 млн человек, из которых 60–70% не умеют читать.
При этом только в Мумбае круглосуточно есть электричество.
Остальные пользуются частными электрогенераторами — люди выкручиваются как
могут. Хотя рынок потенциально очень интересный, на данный момент он очень
"тяжелый". Кроме пиратов там много технических проблем.
"ДП": Что сейчас с пиратством в России?
Андрей Албитов: У нас уровень пиратства доходит до 70–80%. В
Интернете есть множество нелегальных "зеркал" обновлений. Законодательно закрыть
их практически невозможно. Человек, выложивший обновления, вроде как не берет
денег за свои услуги, просто раздает софт своим друзьям и всем желающим.
Часто это несовершеннолетний молодой человек, живет,
например, в Барнауле, а хостится в Петербурге. Может, попутно он зарабатывает на
размещении рекламы или подсаживает вместе с антивирусом свой вирус, крадущий
чужие пароли. А может, это просто идейный борец за права пользователей, который
считает, что платный софт — это зло. К сожалению, мне не удалось поговорить
ни с одним из пиратов лично.
"ДП": Как тогда вы боретесь с пиратством?
Андрей Албитов: Мы отслеживаем количество обновлений с
каждого пароля. Если оно становится ненормальным, например обновления идут более
чем с 10 IP–адресов, мы блокируем такой пароль, связываемся с владельцем (ведь у
нас есть его регистрационные данные), говорим, что пароль был засвечен в
Интернете, сообщаем ему новый.
Может, пароль у человека был украден. А бывает так, что он
сам нарушил условия лицензионного соглашения и вывесил пароль в блоге. Но
наказать этого человека мы фактически не можем. Доказать его причастность к
распространению пароля крайне трудно.
"ДП": Как вы считаете, если бы завтра пиратов в сфере IT не стало,
насколько мог бы вырасти рынок антивирусных продуктов?
Андрей Албитов: На 50–100%, не больше. Люди бы стали искать
альтернативу в виде бесплатных антивирусов. При этом все вендоры, я думаю, пошли
бы на снижение цен.
"ДП": На Западе ситуация с пиратством принципиально
иная?
Андрей Албитов: Конечно, уровень пиратства там ниже, но он
все равно держит планку хотя бы в 10%. А во многих западноевропейских странах
достигает 30–40%. Когда я был у родственников в Италии, я спросил у них,
пользуются ли они лицензионным софтом. Оказалось, что большинство использует
нелицензионный. У них в деревне есть учитель, который обычно и дает всем
проинсталлировать Windows.
Я был у знакомых во Франции, там тоже люди признают, что в
домашних компьютерах достаточно большое количество пиратского софта. Разница в
том, что во многих европейских странах участковый имеет право проверить
лицензионность софта у вас дома. Он может попросить предъявить чек или
лицензионное соглашение. В России такие проверки проходят только у юридических
лиц.
"ДП": Кстати, как за последнее время изменились запросы
юрлиц?
Андрей Албитов: В новой версии нашего антивируса появилась
возможность блокирования USB–портов. Это одно из новых направлений. Работодатель
может заблокировать возможность использования флеш–карт, так как это один из
сильных каналов распространения вирусов.
"ДП": Как вы считаете, антивирусы для мобильников —
перспективное направление?
Андрей Албитов: Мы не считаем, что на этот продукт есть
спрос. Вирусов для мобильных телефонов сейчас мало, все они на платформе
Windows, с ними достаточно легко бороться на уровне настроек.
"ДП": Каковы сейчас тренды в области антивирусов?
Андрей Албитов: Я бы отметил совместную работу
производителей антивирусов и интернет–провайдеров. Потребитель покупает подписку
на антивирус у своего провайдера. Во–первых, это широкий канал продаж.
Во–вторых, у пользователя есть возможность приобрести
подписку на месяц или платить посуточно.
В–третьих, клиенту удобно платить по одному счету за услуги
провайдера и безопасность компьютера. До кризиса многим провайдерам такое
сотрудничество было просто неинтересно. Но кризис заставил их пересмотреть свои
взгляды на рентабельность. Их заинтересовали новые услуги. Встал вопрос: что еще
можно продать этой же абонентской базе? Теперь уже провайдеры сами обращаются к
нам, спрашивают, есть ли у нас возможность с ними
сотрудничать.