Падение объёмов строительства ударит по производителям материалов и оборудования

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Рынок строительных материалов в свете снижения объёмов жилищного строительства ждут очередные изменения. О том, чем живут производители сегодня, каких сложностей ожидают и к чему готовятся в предстоящем году, говорили на специальной сессии в рамках Строительной конференции "Делового Петербурга".

По итогам 2023 года в России было введено 110 млн м2 жилья, что на 22,7% превысило показатели предыдущего года. Объём строительных работ достиг 15,1 трлн рублей, увеличившись за год на 7,5%.
"Итоги 2023 года должны настраивать на позитив, ведь рынок растёт и активно развивается. Но в 2024 году началась стагнация, причина которой — начало эпохи высоких ставок. Сегодня ставка — уже порядка 25% годовых, не каждый девелоперский проект может выдержать такую нагрузку. Тем более что ставки выросли и для покупателей, которые также не могут себе позволить оплачивать договоры с такой ставкой. Другие негативные факторы — ужесточённые условий кредитования, отсутствие драйверов для покупателей, высокая ставка депозитов, умеренный рост стоимости аренды", — выступил заместитель исполнительного директора Ассоциации НОПСМ Салават Агеев.
Сегодня отечественный рынок жилищного строительства характеризуется относительно низкой производительностью труда, высокой долей ручного труда, низкой долей индустриализации строительства, долгим сроком строительства, высоким потенциалом для роста в связи с наличием спроса со стороны населения, потребностью в замещении ветхого и стареющего жилого фонда и высокой инерционностью, перечислил Агеев.
По прогнозам НОПСМ, объёмы строительства в 2025-2026 годах сократятся на фоне затоваривания рынка, при этом объём ввода сохранится. Затоваривание приведёт к увеличению доли непроданных квартир до 65% (с текущих 50- 55%), считают в ассоциации. Важнейшим фактором роста рынка останется индивидуальное жилищное строительство, однако его рост в 2024 году, скорее всего, сменится умеренной стагнацией в 2025-м.
Прогноз по производству стройматериалов: на 2024 год — 3,7 трлн рублей (рост цен от 14-15 до 25%), на 2025 год — 3,5 трлн рублей (+18-20%), на 2026 год — 3,9 трлн рублей.
В 2024 году сделан акцент на развитие перспективных технологий и материалов, которые позволяют при сопоставимых капитальных вложениях получить жильё более высокого качества в 2-3 раза быстрее, отметил Салават Агеев. Это экоматериалы (биокомпозиты и биоматериалы, рециклированные материалы, зелёные кровли и фасады), интеллектуальные материалы (самовосстанавливающийся бетон, термоактивные, электрохромное стекло), новые технологии производства и строительства (3D-печать в строительстве, модульное строительство, роботизированные технологии), умные и энергоэффективные материалы (фазопереходные, энергоэффективные изоляционные материалы).
Сооснователь и исполнительный директор группы компаний Sky Team Павел Мыльников рассказал о ситуации на рынке проектирования жилищного строительства. Основная проблема сегодня, по его словам, — кадровая. По данным hh.ru, зарплатные ожидания у соискателей на позицию архитектора за год выросли на 12%, а средняя зарплата архитектора — на 10%. Однако на фоне постоянно растущего спроса на квалифицированный персонал достигнутый зарплатный баланс является довольно зыбким.
"Ситуацию подогревает то, что в последнее время на рынок Северной столицы вышло много застройщиков из Москвы, у которых есть свои проектные отделы. В некоторых таких бюро трудятся свыше 300 человек, в то время как в нашей группе компаний — порядка ста. При этом мы выполняем заказы для нескольких ведущих девелоперов. Если к нам приходит в месяц один-три сотрудника, то в такие бюро могут устраиваться до семи человек в неделю. В первую очередь соискателей привлекает зарплата выше рынка и (зачастую) более низкие требования к уровню их профессионализма. В этом кроется большая проблема. Специалисты в таких проектных отделах довольно быстро теряют свою квалификацию, это происходит на фоне небольшой загрузки — рабочих рук гораздо больше, нежели чем самих проектов. Как показывает практика, подобные структуры при смене руководства часто подвергаются оптимизации, так как не могут продемонстрировать эффективность работы", — обратил внимание Мыльников.
В то же время требования к архитектуре проектов в последнее время, наоборот, повысились, говорит он.
"Здесь мы возвращаемся к главному. Чтобы исполнять обязанности по договорам, нужны высококвалифицированные специалисты, которые постоянно развиваются и в ежедневной практике оттачивают свои навыки. На рынке должен установиться баланс, при котором проектировщики будут создавать основу для будущих объектов, а девелоперы — воплощать проекты в жизнь, постоянно совершенствовать технологии строительства. Каждый должен заниматься своим делом, тем, в котором является профессионалом", — подчеркнул Мыльников.
Технический директор группы компаний БИС Виталий Тодыка сообщил, как после ухода с рынка иностранных производителей развивается рынок керамических стеновых материалов.
"Российские заводы активно пытаются занять освободившееся место на рынке: разрабатывают и выпускают новые цветовые решения, фактуры и форматы. Отладка производства кирпича с уникальным дизайном, с качественными характеристиками, не уступающими лучшим мировым производителям, — амбициозная задача, которую поставили себе некоторые российские производители. Завод "КС Керамик" проделал серьёзную работу в этом направлении и после ухода зарубежных компаний выпустил ряд новых коллекций облицовочного керамического и клинкерного кирпича и плитки: Edelhaus klinker, Königstein и Modformat. Благодаря этому получилось максимально закрыть все сегменты. Производительность завода — около 42 млн кирпичей в год, загруженность планируется за 3-4 месяца, продукция поставляется в по всей России, включая Северо-Западный, Центральный и Южный федеральные округа", — уточнил Тодыка.
Он отметил, что до сих пор не все архитекторы знают о существовании отечественной облицовочной продукции такого рода.
Генеральный директор АО "Фирма Изотерм" Виктория Нестерова назвала основные проблемы производителей сегодня, характерные не только для сегмента отопительных приборов, но и для всего рынка в целом.
"Первая проблема заключается в том, что у нас нет и минимум 10 лет не будет (согласно демографическим прогнозам) людей, кадров. Уже сейчас у нас требования к рабочему персоналу следующие: две руки, две ноги и справка из психдиспансера о том, что не стоишь на учёте. В принципе всех можно обучить. Вторая существенная для застройщиков проблема — снижение продаж. Сейчас рынок покупателя, история с покупкой всех квартир в комплексе на стадии фундамента давно закончилась. Покупатель выбирает, смотрит на локацию, качество, инженерию. Поэтому просто невозможно вывести на рынок проект без какой-то изюминки, без использования особенного инженерного оборудования. Например, в проектах часто встречаются панорамные окна. В контексте нашего сегмента это означает необходимость использовать внутрипольные конвекторы. Ещё 15-20 лет назад строители не использовали их, так как они повышают себестоимость за счёт бОльшей стяжки. Сейчас их используют повсеместно — мы работаем на всей территории РФ, в странах СНГ и видим это по своему портфелю заказов. Да, себестоимость выше, но если вы хотите построить современное, модное, особенное здание, которое заинтересует покупателей, без них не обойтись. Так же как и без трубчатых радиаторов, которых от нас требует рынок, медно-алюминиевых конвекторов и т. п. Всё чаще приходят заказы на индивидуальную покраску, которая также добавляет стоимость квартире, всему проекту", — добавила Нестерова.
К числу перспективных сегментов она относит рынок промышленного отопления. "Изотерм" уже вышел на него и предлагает заказчикам V-образники, чиллеры, драйкулеры, "У нас сейчас очень хорошо идут потолочные отопительные излучающие панели, потому что они идут в основном на промышленное строительство, на ангары, на складские помещения, которые сейчас пользуются спросом", — привела пример она.
Председатель Ассоциации производителей и поставщиков сантехники Игорь Георги поделился мнением о развитии рынка белой сантехники, который по итогам 2024 года вырастет, по предварительным оценкам, на 16% и составит 233 млрд рублей.
"До сих пор на разных площадках можно купить различные иностранные бренды — американские, немецкие, японские, польские. Они остались на нашем рынке, ведут сейчас себя очень тихо, но находят способы реализовывать свою продукцию. Вместе с тем есть очень много компаний, которые в понимании российского потребителя являются немецкими, шведскими, чешскими, но на самом деле никакого отношения к этим странам не имеют. Зачастую эта компания зарегистрирована в Петербурге или Москве и привозит сантехнику из Китая", — обозначил проблематику этой отрасли Георги.
Одна из важнейших для сегмента тенденций — рост онлайн-продаж, примерно на 57% за год.
"С одной стороны, это возможность выйти на рынок для небольших компаний. С другой — мы видим в этом определённый риск для добросовестных участников рынка, потому что у маркетплейсов нет заинтересованности в том, чтобы продавать качественную продукцию. Приведу пример. В прошлом году усилиями нашей ассоциации на рынке РФ были введены обязательные требования к смесителям. В этом году мы проводили контрольные закупки на крупнейших наших маркетплейсах и выявили смесители, которые не соответствуют простым обязательным требованиям: герметичность и соответствие санитарно-гигиеническим нормам (чтобы вода, которая через него проходит, не получала нежелательные примеси, в частности тяжёлые металлы из самого смесителя). Мы выявили продукцию, которая по свинцу в 80 раз превышает предельно допустимые по СанПиНу концентрации. При этом маркетплейсы максимум готовы удалить карточку конкретного товара, но применить какие-либо санкции к продавцу, который реализует эту продукцию, они не готовы", — резюмировал он.