Корреспондент "Делового Петербурга" один день провела на Хасанском рынке, ставшем за последний год городской легендой. Торговцы здесь по–прежнему полны решимости сохранить бизнес на прежнем месте.
Обстановка между рыночными рядами накалена, предприниматели
то и дело подходят к административному павильону и горячо спорят о своих
судьбах.
"Пусть она нам выделит кладбище — мы туда
пойдем", — уже повышая голос, говорит одна из участниц собрания. В ответ со
всех сторон кричат: "Хасанский мы не отдадим". По мере того как все повышаются
интонации, все больше становится любопытных и желающих высказаться
предпринимателей, и если вначале это были по преимуществу мужчины, то спустя
полчаса почти все вокруг женщины.
"Я владею бизнесом по продаже автомобильных
аксессуаров, — рассказывает еще один член совета предпринимателей Антонина
Петухова. — И мне, например, не взять какое–то помещение в аренду, потому
что я со своим товаром отдельно просто не выживу, мне нужно, чтобы обязательно
были рядом автозапчасти для разных моделей, нас по магазинчикам не распихаешь".
Сделав паузу, она завершает мысль: "Мы мирные люди, но наш
бронепоезд стоит на запасном пути". Собравшиеся предприниматели, не упускающие
ни одной возможности узнать последние новости или обратиться со своими бедами к
широкой аудитории, поддерживают строчки из песни, и только где–то за их спинами
слышится уже привычное: "Хасанский мы не отдадим!"
Читайте также:
Каким будет новый Хасанский рынок
Это Валерий Бояринцев, пенсионер с довольно приличной по
общественным меркам пенсией в 5 тыс. рублей, которая вся уходит на лекарства:
Валерий всю жизнь проработал на вредных производствах, и только Хасанский, по
его словам, позволяет ему выживать.
"Вы сами видите, что происходит, — останавливает спор
подошедший Евгений Абражеев, генеральный директор ООО "ОМИ" , член
общественного совета рынка, куда входит 21 человек. — Мы хотели выйти на
диалог, предоставляли властям возможность напрямую донести до предпринимателей
всю информацию, построили сцену, но они не пришли. Диалог состоялся через 3 дня,
с ОМОНом. На каких основаниях губернатор, назвав нас "Черкизоном", сопоставила
оптовый склад в центре Москвы в 230 га и рынок сельхозпродукции и автозапчастей
в 4 га на окраине Петербурга, до сих пор непонятно".
Сохранение рабочих мест было главной просьбой хасанцев,
обращенной к городу. Ответом было предложение всем разъехаться по разным рынкам,
а автозапчастям, например, переехать на Некрасовский рынок (к слову, его судьба
также пока не решена).
"Вы понимаете, — берет слово Александр Полий, глава ЧП
"Полий", занимающегося как раз продажей автозапчастей (их доля на
Хасанском — где–то 2/3 от всех товаров), — здесь нет ни бедных, ни
богатых, здесь середняки, которые пытаются не то что выжить, а нормально
существовать. И для нас сейчас самое главное — это удержаться, никуда не
переезжать и пережить, именно пережить эту зиму. Мы можем переехать, есть
возможность, но потеряем столько денег, что никто после этого не выживет".
Предприниматели после заявления вице–губернатора Михаила
Осеевского о том, что на месте рынка город сам построит "легкие современные
конструкции", собираются опять провести общее собрание по поводу того, что
подобное использования бюджетных денег для строительства нового рынка и
уничтожения старого абсолютно бессмысленно. Торговцы сами готовы стать
инвесторами этого проекта, вложить необходимые деньги, не терять миллионы на
переездах и перестать наконец быть в вечном долгу перед городом: стать
собственниками, а не арендаторами.
При этом, по их мнению, город будет только в плюсе: он не
потеряет налоговые сборы за время строительства, не будет необходимости тратить
бюджетные деньги.
На заметку: Рынок пытались продать 4 раза, но 4 раза не
находилось покупателя, и торги отменяли (последний раз 1 июля). В конце 2004
года ООО "ОМИ" не успело согласовать свой проект планировки, вместо него был
утвержден городской, что предполагает передачу объекта через
торги.