В Ленобласти развивается новый вид туризма — "гостевые дома" за городом. Этим бизнесом пытаются заниматься обычные сельские жители при поддержке областных властей.
Жители Ленобласти устремились в бизнес гостеприимства,
рассчитывая удовлетворить запрос на недорогой отдых среди природы со стороны
туристов из Петербурга и городов Северо–Запада. Результат не замедлил себя
ждать: количество туристов, посетивших Ленобласть в 2009 году, по отношению к
2008–му возросло на 3,6% и достигло 1850 тыс. человек.
Правительство области поощряет желающих работать в сфере
гостеприимства: оно выделяет средства на обучение новоиспеченных владельцев
гостевых домиков основам бизнеса по обслуживанию отдыхающих и выпускает каталог
домиков для туристов. Благодаря этим усилиям за последний год каталог увеличился
вдвое.
В школе сельского туризма, созданной в Выборгском районе при
содействии правительства Ленобласти, с 2008 года начинающих предпринимателей
учат основам гостеприимства. Лекции читают преподаватели университетов,
налоговые аудиторы, работники организаций сертификации услуг и врачи. Как
считает Владимир Алкснис, директор школы, благодаря семинарам количество
гостевых домов в области увеличилось.
Школа выпустила 45 человек, многие из которых уже начали
свое дело. По оценке Татьяны Гавриловой, начальника отдела туризма комитета по
физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, сейчас в области
сдается около 100 гостевых сельских домов.
Читайте также:
Смычка Хельсинки и деревни
Например, Марина Альцагирова, председатель НП "Фермеры
Выборгского района", начала сдавать свой дом в 40 км от Выборга в 2009 году.
Тогда от туристов не было отбоя. "Хотелось бы отдохнуть в Финляндии, но из–за
кризиса как–то не дотягиваем", — признавались ей люди. По словам самой
Альцагировой, сельский туризм — способ выживания для местных жителей. Три месяца
сдачи домика может принести фермеру до 50 тыс. рублей, которые в мелком
крестьянско–фермерском хозяйстве зарабатываются только за 9 месяцев.
Каждый предприниматель выбирает свой способ привлечения
туристов. К примеру, на ферме "Австралийский хутор" в Выборгском районе разводят
страусов эму и с недавнего времени устраивают джазовые вечера с приглашенными
артистами. Кто–то разрабатывает лесные маршруты "по грибы, по ягоды", кто–то
предлагает покататься на лодке, пострелять из лука или попариться в русской
бане.
В ряду основных проблем бизнесмены выделяют отсутствие
хороших дорог и рекламы. Комитет по физической культуре, спорту и туризму
Ленобласти размещает информацию о сельских домах на своем сайте, а также
распространяет на выставках каталоги, но, как признаются сами предприниматели,
такой рекламы недостаточно.
Однако благодаря усилиям сельчан поток российских туристов в
Ленобласть практически сравнялся с Финляндией. Останавливаться на достигнутом и
уступать своих туристов соседям российская сторона не намерена. В конце марта
правительство области приняло долгосрочную целевую программу на 2010–2015 годы,
в рамках которой на развитие туризма предполагается потратить примерно 1460 млн
рублей. В программе сказано, что задача правительства — обеспечить транспортную
доступность туристических центров области, а также создать "благоприятную
предпринимательскую среду, необходимую для развития туризма".
Справка: по информации центра по развитию
туризма Финляндии "МЕК", отдых в финском коттедже стоит от 50 до 280 евро в
сутки.
По опросу хозяев гостевых домов Ленобласти, в Выборгском
районе можно отдохнуть за 500 рублей в сутки, самый дешевый отдых в Лужском
районе будет стоить 350 рублей в сутки, а суточное проживание в деревне Вороньи
Горки Бокситогорского района обойдется в 200 рублей.