Власти Петербурга планируют начать сбор платы за проезд по Западному скоростному диаметру (ЗСД) уже с 31 марта. Однако, как стало известно "Деловому Петербургу", система по сбору платы еще далеко не готова.
Здание центра управления дорожным движением и пунктами
взимания платы ЗСД, в котором должно устанавливаться все дорогостоящее
оборудование, пока не имеет даже крыши. Собирать деньги за проезд по ЗСД сейчас
можно лишь наличными, что, конечно, не сможет обеспечить проектную пропускную
способность трассы. Ответственные за этот проект чиновники комитета по инвестициям и
стратегическим проектам Петербурга говорят, что пока первоначальные сроки
запуска системы остаются в силе. Но, возможно, они все же будут
скорректированы.
Начало сбора платы - принципиальный вопрос с точки зрения
привлечения инвесторов в достройку ЗСД. Именно за счет собираемой платы
инвесторы смогут вернуть вложенные в эту дорогу деньги.
Цена вопроса немаленькая. Общая стоимость проекта - 212 млрд
рублей. Большая часть оплачивается из федерального и городского бюджетов. На них
строятся южная (уже действующая) и северная (строится) части ЗСД. Центральную же
часть должны построить инвесторы, вложив в это около 100 млрд рублей. Взамен они
на 30 лет получат всю дорогу в управление и смогут возвращать свои инвестиции за
счет сбора платы.
"Продавать" данный проект чиновники смогут, только
продемонстрировав хорошую работу этой системы. Вместе с тем необходимо, чтобы
она не просто была установлена, а работала стабильно и, главное, эффективно.
По большому счету задержка сроков сдачи в эксплуатацию
системы на пару месяцев - не самая большая трудность. Сложнее будет убедить
петербуржцев ездить по ЗСД за деньги. У чиновников и компаний пока нет
почти никакого опыта в организации массового сбора денег за проезд по дорогам.
Нет культуры пользования платными дорогами и у петербуржцев.
Более того, даже платными парковками в торговых центрах
петербуржцы пользуются с трудом.
"Наша система сбора платы на платной парковке первые пару
недель испытывала серьезные проблемы", - рассказывает директор по маркетингу
торгового комплекса "Галерея" Сино Ализода. Некоторые по 20 минут вообще не
могли найти выезд. "Нам пришлось нанять 16 человек, которые стояли в разных
местах парковки и руками показывали водителям, куда ехать", - рассказывает Сино
Ализода. Кроме того, "Галерее" пришлось сменить все знаки, увеличив их вдвое по
сравнению со стандартными дорожными знаками.
Вместе с тем парковка "Галереи" или других крупных торговых
комплексов в центре, к примеру "Невского центра", пока обслуживает лишь до 6
тыс. машин в сутки. Расчетная же пропускная способность ЗСД - 140 тыс. машин в
сутки. Так что на отладку всех процессов и привыкание водителей понадобится до
года.
Справка: первые найденные городом в 2008 году инвесторы ЗСД
(консорциум компаний Strabag, Hochtief, ОАО "Мостоотряд №19" и др.) уже
отказались от этого проекта. В феврале 2011 года объявлен новый конкурс. Срок
подачи заявок на него - 29 марта.