В Петербурге водителям продают траву

Автор фото: Архив "ДП"

В Петербурге началась настоящая охота на автомобилистов, которые оставляют машины на газонах. Каждого из них штрафуют на 5 тысяч рублей, в итоге поступления в бюджет от штрафов за такую парковку выросли в 50 раз за полгода.

С этого года право составлять протоколы и штрафовать владельцев припаркованных на газонах машин впервые было предоставлено муниципальным властям. До этого за соблюдением п.2. ст. 35 городского Закона "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Петербурге" следили лишь участковые милиционеры.
Именно они составляли протоколы о правонарушении и передавали их в районные администрации. Решение о наложении штрафа принимается именно там. Никаких решений суда при этом не требуется.
|Полную схему того, как и на сколько штрафуют на неправильную парковку, можно увидеть на инфографике, подготовленной "Деловым Петербургом" >>>|
Наделение муниципалов новыми правами совпало с существенным ужесточением наказания за парковку на газонах. Если при принятии закона Терентий МещеряковТерентий Мещеряковпредусматривался штраф от 1 до 3 МРОТ, то с июня этого года — уже 5 тыс. рублей. Если машина окажется зарегистрированной на юрлицо, то штраф может достигать уже 100 тыс. рублей. Инициатором этого закона был Терентий Мещеряков, который осенью 2009 г. поменял депутатский мандат на кресло главы Фрунзенского района.
Официально, по словам представителей ГУВД по Петербургу и Ленобласти, участковые не получали никаких указаний об усилении работы в этом направлении. Но милиционеры на местах признают, что месяц назад неофициально такое указание от их начальства все же было.
Назвать инициативу Терентия Мещерякова непопулярной было бы очень мягко. В августе 2009 года попытка наряда Патрульно–постовой службы составить протокол по поводу припаркованной на Диагональной ул. машины едва не вылилась в акцию гражданского неповиновения.
Около 50 жителей соседнего дома выразили возмущение действиями милиционеров, а родственники нарушителя после попытки оказать сопротивление оказались в больнице. Пострадали тогда и сами милиционеры.
По словам депутата одного из муниципальных образований, штрафы за парковку на газоне идут в городской бюджет, минуя муниципальные. То есть у этих депутатов нет прямой выгоды от роста сборов с равнодушных к городским газонам автолюбителей. Но теперь у них есть возможность заработать политические очки, реагируя на любой звонок с жалобой на неправильно оставленную машину.
Только в одном муниципальном образовании в месяц силами муниципалов выписывается около 20 штрафов на 100 тыс. рублей. Таким образом, если активность муниципалов одинакова по всему городу, то в 111 городских муниципальных образований в месяц собирается более 11 млн рублей.
В эту цифру не включены штрафы, выписанные участковыми. По данным ГУВД, в 2009 году составлено 20,8 тыс. таких протоколов. И если за первое полугодие милиция направила в районные комиссии около 10 тыс. таких дел со штрафами на общую сумму около 2 млн рублей, то за второе полугодие этих штрафов набирается уже более чем на 125 млн рублей.
Пока никакой разнарядки из горадминистрации, устанавливающей план по сборам, нет, говорят муниципалы. Но, если это произойдет, им вполне по силам увеличить объем собираемых штрафов в 2–3 раза.
Почему горожане паркуются на газоне, губернатор Валентина Матвиенко хорошо знает. В ноябре она потребовала от чиновников проектировать новые районы с учетом растущей потребности в парковках.
Вице–губернатор Роман Филимонов тогда возразил, что, по подсчетам строителей, себестоимость одного машино–места составляет 180 тыс. рублей и им невыгодно строить паркинги. И, хотя губернатор тогда Роман ФилимоновРоман Филимоноввозмутилась чрезмерной величиной названной цифры, конкретных решений по ликвидации правового нигилизма горожан принято так и не было.
Одновременно набирает обороты скандал вокруг поправок в городской закон, по которому к объектам благоустройства кроме газонов были причислены тротуары. За парковку на них также может накладываться штраф в 5 тыс. рублей. Но парковка на тротуаре — это нарушение Правил дорожного движения, которое оговаривается в федеральном КоАП и предусматривает штраф в 300 рублей.
Одно из правозащитных обществ, Комитет по защите прав автомобилистов, добилось в городском суде Петербурга отмены двойного штрафа, которые с лета стали массово применяться к городским нарушителям. Правда, власти оспаривают этот вердикт. Как раз сегодня это дело начнет рассматривать уже Верховный суд РФ. Александр Холодов, глава Комитета по защите прав автомобилистов, вчера заявил, что уверен в своей победе и в этой инстанции ввиду явного несоответствия городского закона федеральному законодательству.