Новый начальник Северо–Западного таможенного управления Назип Галикеев рассказал "Деловому Петербургу", какие таможенные посты ликвидируют, где и какие грузы оформят оставшиеся посты и что будет с компаниями, которые инвестировали миллионы долларов в строительство таможенных терминалов.
"ДП": Какие изменения ждут предпринимателей Северо–Западного
региона в связи с переносом таможенного оформления на границу?
Назип Галикеев: Концепция была одобрена в августе 2008 года
Федеральной таможенной службой. Она предполагает перевод таможенного оформления
части товаров на границу РФ. Прошло чуть более полутора лет — это
сравнительно небольшой период времени для столь глобальных и масштабных
мероприятий. Но уже выработаны основные принципы реализации концепции на
территории округа и сформирован перечень мест таможенно–логистических терминалов
(ТЛТ).
"ДП": Какие новые ТЛТ планируется построить на
Северо–Западе?
Назип Галикеев: В регионе будут созданы ТЛТ по 13
направлениям: вблизи международных автомобильных пунктов пропуска Вяртсиля,
Светогорск, Брусничное, Торфяновка, Ивангород, Куничина Гора, Шумилкино,
Убылинка, Бурачки, Советск, Чернышевское, Багратионовск и Мамоново.
За прошедшее время открыты Торфяновский, Багратионовский,
Овинковский таможенные посты. Светогорский таможенный пост был перемещен в
помещения, расположенные вблизи МАПП Светогорск. Также планируется
реконструировать действующие Вяртсильский (Карельская таможня) и Печорский
(Псковская таможня) таможенные посты, расширить склады временного хранения, на
которых они расположены, и увеличить число работников этих постов.
В Северо–Западное таможенное управление поступило уже более
20 обращений различных коммерческих организаций о создании ТЛТ. Строительство
комплексов, а также создание таможенной бытовой инфраструктуры планируется на
основе государственно–частного партнерства.
"ДП": Какие посты закрываются?
Назип Галикеев: Уже закрыто семь таможенных постов. Четыре
из них относились к ведению Санкт–Петербургской таможни (Северный,
Железнодорожный, Выборгский, Пискаревский посты), два — Вологодской таможни
(Великоустюгский и Бабаевский посты), а один — Карельской таможни
(Сортавальский пост).
Всего в 2010–2011 гг. управление ликвидирует 17 таможенных
постов (четыре поста Архангельской таможни, по три поста Карельской, Мурманской
и Санкт–Петербургской таможен, по одному таможенному посту Балтийской,
Вологодской, Калининградской областной и Сыктывкарской таможен).
Также в 2011 году ликвидируют Новгородскую таможню и
создадут на ее базе внутренний таможенный пост Санкт–Петербургской таможни.
"ДП": Как изменится распределение грузов?
Назип Галикеев: Санкт–Петербургская таможня будет сохранена
без изменения статуса. Но основной объем грузов будет оформляться на постах
Выборгской, Псковской, Себежской, Кингисеппской и иных пограничных таможен.
При этом будет активно внедряться технология удаленного
выпуска товаров, при которой декларация подается и оформляется во внутреннем
таможенном органе (Санкт–Петербургской таможне), а фактический контроль
осуществляется в приграничном таможенном органе (Псковская, Себежская и другие
таможни). Использование такой технологии позволит избежать очередей.
В Петербурге планируется сохранить таможенное оформление
лишь некоторых видов товаров. В частности, скоропортящиеся пищевые товары (пока
для них не создадут условия на границе), фармацевтическая и лекарственная
продукция, культурные ценности, сырье, ввозимое российскими промышленными
предприятиями для собственного производства, и др.
Василеостровский таможенный пост будет оформлять грузы,
предназначенные для демонстрации на выставках, а также почтовые отправления,
дипломатическую почту, культурные ценности. Таможенный пост Автомобильный завод
будет растаможивать исключительно комплектующие для автомобильных заводов.
Уже решено закрыть Гатчинский и Юго–Западный таможенные
посты, но пока мы приостановили этот процесс. С 2011 года Шушарский таможенный
пост будет оформлять только железнодорожные грузы. Балтийская и Пулковская
таможни будут сохранены без изменения их функций.
"ДП": Справятся ли оставшиеся таможенные посты с
существующим потоком грузов?
Назип Галикеев: Сейчас мы 2 раза в сутки собираем информацию
о свободных местах на приграничных таможенных постах и об очередях на
терминалах, расположенных в черте города. Пока сильно загружены Гатчинский,
Красносельский, Юго–Западный, Южный и Шушарский посты. Они оформляют в сутки по
450 грузовиков.
Балтийская таможня за I квартал 2010 г. оформила 15,6 тыс.
транзитных документов (175 документов в сутки). При этом на приграничных постах
остаются свободные места для грузовиков. Таможенные посты Выборгской таможни
могут разместить 305 фур, Кингисеппской — 62, Псковской — 338,
Себежской — 241. Также есть 70 мест на открытой площадке складов временного
хранения Новгородской таможни.
Сейчас сотрудники таможни для уменьшения очередей
перенаправляют грузовые машины на посты Выборгской, Псковской, Кингисеппской и
Себежской таможен. Импортерам было предложено изменить логистику доставки и мест
таможенного оформления. А владельцам складов временного хранения мы
рекомендовали организовать накопители для автомобилей и распределять
транспортные потоки с учетом характера грузов. В первую очередь идут
скоропортящиеся товары, товары для обеспечения деятельности производственных
предприятий, товары официальных дилеров.
"ДП": Что будет с терминалами корпорации "Стерх" и компании
"Транссфера", инвестировавших в их строительство миллионы долларов?
Назип Галикеев: В соответствии с таможенным
законодательством РФ мы имеем право создавать, реорганизовывать и ликвидировать
региональные таможенные посты. По приказу ФТС Выборгский и Пискаревский
таможенные посты закрываются.
Терминалы ЗАО "Конкорд" (входит в корпорацию "Стерх". —
"ДП") и ЗАО "Транссфера" включены в федеральный реестр складов временного
хранения, и они могут работать в этом статусе.
"ДП": Расскажите подробнее про таможенный пост для
автокомпонентов.
Назип Галикеев: В апреле 2010 г. в структуре Балтийской
таможни создан новый Пушкинский таможенный пост (Шушары), специализирующийся на
оформлении автокомпонентов для заводов "Ниссан", "Тойота", "Дженерал Моторс".
Новый пост работает в качестве "сухого порта" с использованием
интернет–декларирования.
"ДП": Как идет внедрение интернет–декларирования и
предварительного информирования в СЗТУ?
Назип Галикеев: Сейчас внедрение современных методов
таможенного оформления и контроля становится задачей номер один для нас. Пока в
регионе принимать электронные декларации могут 57 таможенных постов. В 2009 г.
таможнями СЗТУ оформлено свыше 59 тыс. ГТД в электронной форме (на 17% больше,
чем в 2008 г.). Электронные декларации через Интернет могут принимать только 18
таможенных постов.
"ДП": Известно, что реализовать контрабандную схему
невозможно без участия сотрудников таможни. Как вы боретесь с этим?
Назип Галикеев: В 2009 году возбуждено 174 уголовных
дела в отношении сотрудников СЗТУ. Доказательством успешной работы управления по
борьбе с коррупцией служит тот факт, что 98% таких дел заводится по инициативе
службы безопасности СЗТУ и лишь 2% — по инициативе правоохранительных
органов. Только 0,4% от общего числа сотрудников СЗТУ фигурируют в подобных
делах. Пока у нас больше поводов гордиться своими сотрудниками.
Биография: Назип Галикеев родился в 1967 г. в Уфе
(Башкортостан). В 1991 г. начал службу на Уфимской таможне с должности старшего
инспектора. В 2001–2009 гг. — начальник Башкортостанской
таможни.