В России предлагают ввести новую систему сбора штрафов для автовладельцев. Расплатиться с ГИБДД можно будет на месте с помощью штрафной "кредитки" - это должно снизить коррупцию на дорогах и повысить собираемость штрафов. Однако эксперты уверены в обратном.
Карта обязательного страхования позволит
автовладельцу на месте по безналичному расчету оплатить штраф за нарушение
ПДД. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму. Однако
эксперты уверены, что новая система не добавит порядка и законности на
российских дорогах.
"Предлагаемые изменения не только упростят процесс оплаты
штрафов гражданами, но и обеспечат повышение уровня собираемости штрафов, -
говоится в пояснительной записке к законопроекту. - В настоящее время по данным
МВД РФ собираемость составляет примерно 50% от общей суммы наложенных штрафов за
указанные правонарушения".
В карту, которая будет выполнять и обычные функции
банковской карты, будут внесены данные водителя, в том числе и информация о
полисе ОСАГО. Водители, которые не оплатят штрафы, автоматически не смогут
оформить новый страховой полис.
Нововведение должно избавить водителей от лишней волокиты,
полагают авторы законопроекта. Инспекторы с помощью электронного устройства
будут мгновенно считывать всю необходимую информацию для заполнения протоколов.
Это не только ускорит процесс общения водителя и инспектора, но и позволит
избежать технических ошибок при заполнении документов.
Читайте также:
Роботы в ГИБДД: перезагрузка
Если вы - заядлый нарушитель, и средств на
карте окажется недостаточно, то банк предоставит автовладельцу
овердрафт.
"Отсутствие карты обязательного страхования у водителя
влечет за собой административную ответственность аналогичную той, которая
установлена за отсутствие у водителя полиса обязательного страхования", -
отмечается в законопроекте.
Для этого будет создана информационная система, в рамках
которой будут обмениваться данными ГИБДД, банки и Российский Союз
автостраховщков. Разработаны специальные технические устройства. При этом
законодатели отмечают, что реализация проекта не потребует бюджетного
финансирования, предполагается, что РСА будет привлекать под проект инвестиции и
кредиты.
"Эта инициатива - от незнания законов действующими
законодателями", - считает глава петербургского отделения общественной
организации по защите прав автомобилистов "Свобода выбора" Алексей Шумак. По его
мнению, в последнее время государство ищет всевозможные способы взять с
автовладельцев "лишние" деньги, не желая наводить настоящий порядок.
Сегодня по закону автомобилист, получивший штраф за
нарушение ПДД, имеет 10 дней на обжалование, а после еще месяц на оплату штрафа,
поясняет он. Новая система фактически исключает для автолюбителя возможность
обжалования и доказательства своей невиновности. "Вероятно, такое
положение формально и оставят, но возврат незаконно начисленных штрафов
сильно усложнится, - говорит он. – Сначала ты должен будешь через суд доказать
свою правоту и непраомерность наложенного штрафа, а потом, видимо, также через
суд, будешь вынужден возвращать свои же деньги".
На новой системе "озолотятся все, кто будет к этому
причастен", а вот автолюбители останутся в минусе, считает он. Во-первых, врядли
банки будут бесплатно открывать такие карты. Во-вторых, на карте должна
постоянно находиться определенная сумма личных денег, и, если ты ездишь без
нарушений, то замороженным счетом по факту будет пользоваться банк, так как
автолюбитель не сможет снять эти деньги. "Это более чем просто навязанная
услуга", - замечает эксперт.
"Эти карты не смогут устранить коррупцию на дорогах, -
уверен Шумак. - Напротив они станут эффективным средством шантажа: либо я у тебя
сейчас на месте снимаю с карты 2 тысячи штрафа, либо получаю половину наличкой".