"В Европу через Стамбул": Запад так и не смог отменить русскую культуру

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

Как русское искусство выставляется за рубежом в условиях санкций.

С началом СВО и введением западными странами санкций против России многое изменилось и в международном культурном сотрудничестве.
Европейские музеи перестали официально коммуницировать с отечественными институциями, а страны Востока, наоборот, повысили интерес к русскому искусству.
"ДП" узнал, какие векторы развития ждут музейную работу, направленную "на экспорт", и удалось ли Западу полностью отменить русскую культуру.
Спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой на фестивале "Интермузей", прошедшем в мае 2024 года, отметил, что, несмотря на неудачную попытку отмены русской культуры на Западе, наша страна остаётся интегрированной в мировое художественное сообщество и продолжает в нём активное участие: во всем мире не угасает спрос на культурное наследие России.
Выставки российских музеев проходят в десятках стран мира, в условиях невозможности вывозить подлинные предметы учреждения культуры организуют фотовыставки в разных городах, в том числе европейских. Но эксперты признают, что ключевым направлением для международной музейной деятельности сейчас стали страны Востока.
С китайскими институциями активно сотрудничает Государственный Эрмитаж. В планах — выставочные проекты, научные семинары, образовательные программы. В 2025 году музей также проведёт две выставки в Национальном музее Омана: "Неорусский стиль" и "Авангардный фарфор". А этим летом Русский музей впервые представил в Китае шедевры авангарда в рамках перекрёстных годов культуры.

Исторический интерес

Как рассказала востоковед кандидат исторических наук Ольга Ильина, интерес к русскому искусству и культуре в странах Востока прослеживается на протяжении веков. Он эволюционировал в зависимости от исторических, политических и культурных обстоятельств.
Довольно активный интерес к русскому искусству стал проявляться в XVIII веке, учитывая расширение международных контактов. В это время русское искусство, в основном в форме портретной живописи, было представлено, в частности, в Османской империи. Восточные правители часто получали русские произведения искусства в качестве подарков. Например, посольские миссии включали демонстрацию русских гравюр и икон.
"В XIX веке интерес к русскому искусству и культуре в странах Азии и Африки значительно возрос. Особенно популярными стали произведения Ивана Айвазовского, которые выставлялись в Османской империи, Иране и Индии. Работы Айвазовского вдохновляли восточных художников своим изображением моря и света. XX век стал эпохой культурного диалога между Россией и странами Востока. В частности, советский авангард оказал значительное влияние на восточных художников, — говорит историк. — Например, китайские мастера в XX веке вдохновлялись произведениями Казимира Малевича и Василия Кандинского. Можно сказать, что Советский Союз активно использовал искусство как инструмент “мягкой силы”. Советские художественные выставки, включая произведения соцреализма, играли большую роль в укреплении культурного диалога".

Не забывать про своих

По мнению заведующего отделом новейших течений Государственного Русского музея Александра Боровского, культурное сотрудничество со странами Азии будет развиваться и дальше. Процесс самой работы с музеями восточных стран ничем не отличается от сотрудничества с европейскими музеями, всё давно находится на одном уровне, присутствует большой запрос на русское искусство.
"Но более активно сейчас идёт работа на свою публику и ставка делается на выставки–блокбастеры, что очень правильно. Нужно несколько лет завоёвывать простую аудиторию, на которую мы в основном и работаем в гуманистическом плане. В какой–то момент было падение посещаемости, а сейчас мы видим её небывалый рост, так как делаем ставку на public interest. Очень много людей приходило на Василия Сурикова, сейчас идут на Карла Брюллова", — рассказал искусствовед.
По мнению Александра Боровского, ещё больше расширить круг публики можно путём совмещения разных видов искусства. Например, до недавнего времени в музее работала выставка "Весть", на которой демонстрировалось около 300 произведений разных эпох — от древнерусского искусства до стрит– и сайнс–арта. Она привлекала самую разнообразную публику.

Ничего не отменилось

Что касается частных галерей, то международное сотрудничество здесь и не прекращалось. С июня по октябрь этого года в московском Доме культуры "ГЭС–2" проходила масштабная выставка "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС–2", посвящённая влиянию творчества Казимира Малевича на искусство ХХ века. В экспозицию вошли работы важнейших художников ХХ века: Герхарда Рихтера, Пабло Пикассо, Фрэнсиса Бэкона. Одним из кураторов мероприятия выступил Франческо Бонами — итальянский художественный критик, один из самых авторитетных и влиятельных кураторов в мире современного искусства.
"Сделать за рубежом выставку российского современного искусства не так сложно, как может показаться. Основная проблема — логистика, — рассказывает художник–график и музыкант Александр Ионов–Леший. — Но это тоже решается — берёшь работы и летишь в Европу через Стамбул. Когда в 2022 году я выставлялся в Швеции, то не столкнулся ни с каким неприятием, связанным с тем, что я из России. Наоборот, и зрителю, и местной художественной тусовке было даже интересно".
Также многие художники, которые, наоборот, живут за пределами России, проводят выставки на родине, отправляя работы почтой. Сотрудничество с местными галеристами они не разрывали.
Например, в этом году в галерее Anna Nova прошла выставка Анны Андржиевской из Испании, выставлялись в Петербурге и работы Никиты Селезнёва, живущего в Нью–Йорке.