ФАС обяжет банки указывать в рекламе полную стоимость кредитов шрифтом одной величины. Эксперты считают, что этого недостаточно и банкиры будут более гибко подходить к рекламе.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обяжет банки
в рекламе розничных кредитов указывать их реальную стоимость
тем же размером шрифта, что и информацию о минимальной
ставке. Кроме того, в кредитном договоре данные о полной стоимости
кредита будут теперь занимать не менее 5% площади первой страницы.
Соответствующие по­правки уже согласованы со всеми
ведомствами и внесены в правительство. Банки выполняют предписания ФАС
и Центробанка лишь формально, негодуют антимонопольщики. По их данным,
в 90% случаев выдачи розничных кредитов банки показывают будущему заемщику
реальную ставку лишь за несколько минут до подписания договора.
Чиновники последние 5 лет, еще с начала роста
по­требительского кредитования, ведут борьбу с банками
о несоответствии указываемых ставок и реальной стоимости кредита.
Например, реальная стоимость розничных кредитов в крупных банках выше
на 5–10% при номинальной ставке 15–18%, в других же разница может
достигать 50%.
Читайте также:
Банки ждут вкладчиков
Роспотребнадзор и прокуратура регулярно проводят
проверки в банках по жалобам клиентов. А в феврале этого
года в Закон "О банках и банковской деятельности" были внесены
поправки, запрещающие банкам в одностороннем порядке изменять условия
кредитных договоров.
Реклама кредитных продуктов в первую очередь
ориентирована на продвижение экспресс–кредитов, но эксперты
сомневаются, что меры ФАС будут эффективны. "Большинство потребителей
выбирает банк исходя из величины кредита, который тот готов выдать,
и размера ежемесячных платежей", — говорит начальник аналитического отдела
ИК "Ленмонтажстрой" Дмитрий Кумановский. Размер ставки часто отходит
на задний план, добавляет он.
"Банк "Ренессанс кредит" в сентябре начал продвигать
розничный кредит, указывая в рекламе его полную стоимость — 20%
при годовой ставке 18,8%, однако поток клиентов не сократился: более
95% кредитов наличными выдается именно по этому продукту", — отмечают
в банке.
Эффективность банков­ской рекламы не пострадает,
вместо ставок банкиры будут продвигать сроки и размеры переплат
по кредиту, считают эксперты. Банки смогут найти лазейки, например, они
могут указывать реальную ставку на более короткий срок
и не раскрывать в рекламе фактического срока кредита,
подсказывает Дмитрий Кумановский.
По словам управляющего филиалом ОТП банка
в Петербурге Юрия Леонова, размер штрафа за нарушение предписаний ЦБ
и ФАС может быть не столь значителен, однако банкиры опасаются жалоб
клиентов и проверок, поэтому будут осторожнее относиться к прямой
рекламе ставок.