Российские руководители смотрят в будущее с большим оптимизмом, чем их зарубежные коллеги: 30% топ-менеджеров уверены в росте доходов в ближайший год.
При этом 37% российских менеджеров планируют сокращать
персонал, но одновременно 47% сетуют на нехватку компетентных сотрудников.
Результаты 12-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших
компаний мира (12th Annual Global CEO Survey), проведенного
PricewaterhouseCoopers, свидетельствуют о том, что под воздействием
экономического спада лидеры бизнес-сообщества теряют уверенность в отношении
перспектив развития бизнеса. Они предполагают, что процесс восстановления
экономики будет носить медленный и постепенный характер и растянется на
ближайшие три года. Результаты опроса были объявлены сегодня на ежегодной сессии
Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария).
Всего лишь 21% руководителей в мире полностью уверены в
росте доходов своей компании в течение следующих 12 месяцев, что значительно
ниже результатов прошлогоднего обзора, когда такую уверенность выразили 50%
респондентов. При этом 35% опрошенных заявили, что с пессимизмом оценивают
перспективы развития бизнеса в предстоящем году. По данным обзора
пессимистические настроения преобладают во всех регионах и секторах экономики,
охватывая страны с различными уровнями экономического развития. Лишь 15%
руководителей компаний в Северной Америке и 15% в Западной Европе выразили
уверенность в отношении перспектив экономического роста в наступившем году.
Соответствующий показатель для развивающихся рынков составил 21% по странам
Центральной и Восточной Европы, 31% по странам Азиатско-тихоокеанского региона и
21% по странам Латинской Америки. Ожидания руководства российских компаний
в среднем оказались более оптимистичными, чем ожидания топ-менеджеров компаний в
других странах: 30% российских респондентов полностью уверены, 43% - отчасти
уверены, 27% - не уверены в росте доходов в краткосрочной перспективе.
Руководители крупнейших компаний мира дали более мрачные
прогнозы и относительно экономического роста в среднесрочной перспективе:
процесс выхода из кризиса, по их мнению, будет медленным и затяжным. Всего
34% респондентов абсолютно уверены в перспективах роста своей компании в течение
последующих 3 лет, что ниже прошлогоднего показателя (42%), когда руководители
компаний лишь начинали осознавать истинные масштабы влияния кредитного кризиса
на мировую экономику. В ходе опроса, по мере поступления новых плохих новостей,
уверенность высшего руководства компаний постепенно снижалась, отражая
неблагоприятные изменения в их настроениях. Что касается руководителей
российских компаний, то в отношении среднесрочных перспектив они выразили даже
большую уверенность, чем в отношении краткосрочного роста: полную уверенность
высказали 53% участников опроса.
Читайте также:
В сфере недвижимости не хватает персонала
"Скорость и интенсивность процессов экономического спада
стали большим потрясением для высших руководителей компаний и породили всемирный
кризис доверия, – отмечает президент глобальной сети PricewaterhouseCoopers
Сэмюэл Дипиаза. – Сейчас их больше всего волнует вопрос о выживании бизнеса в
настоящий момент. Даже в тех странах, которые еще совсем недавно демонстрировали
быстрый экономический рост, компании сталкиваются с такими проблемами, как
недоступность кредитов, застойные тенденции на рынках капитала и резкое падение
спроса".
Сэмюэл Дипиаза добавил: "Сегодня невозможно предсказать глубину и
продолжительность экономического спада, и руководство компаний балансирует между
решением задач управления бизнесом в условиях ухудшения конъюнктуры и подготовки
своих компаний к выходу из кризиса. Перспективы экономического оживления и роста
для руководства компаний неразрывно связаны с решением этих двух задач".
Влияние спада на ведущие мировые экономики, отмеченное 85%
зарубежных участников опроса (80% респондентов в России), вызывает наибольшее
беспокойство у руководителей компаний в качестве фактора риска, влияющего на
перспективы роста бизнеса. К числу прочих факторов риска респонденты относят
спад и ослабление активности на рынках капитала (так считают 72% руководителей в
мире и 63% – в России), чрезмерное регулирование экономики (55% и 43%
соответственно), затраты на энергоносители (50% и 33%) и ограниченные
возможности по привлечению в компании наиболее компетентных и талантливых
специалистов (46% респондентов в мире). Как видно из этих данных,
руководители российских компаний испытывают меньшее беспокойство в отношении
всех перечисленных рисков, чем их зарубежные коллеги, за исключением нехватки
наиболее компетентных и талантливых специалистов, которую отметили 47%
российских участников опроса.
Влияние банковского кризиса
Топ-менеджеры компаний ожидают, что мировой банковский кризис окажет значительное неблагоприятное воздействие на деятельность компаний во всех географических регионах и секторах экономики. Почти 70% зарубежных участников опроса и 83% российских респондентов заявили, что кредитный кризис негативно скажется на деятельности их компаний. 80% (100% в России) респондентов из этого числа отметили, что они столкнулись с ростом затрат на привлечение финансирования, а 70% (84% в России) заявили, что по этой причине им придется отложить осуществление запланированных инвестиций. По мнению высших руководителей, с наибольшей вероятностью последствия кризиса скажутся на деятельности компаний банковского сектора, электроэнергетики, строительной отрасли, индустрии развлечений и автомобилестроения.
Топ-менеджеры компаний ожидают, что мировой банковский кризис окажет значительное неблагоприятное воздействие на деятельность компаний во всех географических регионах и секторах экономики. Почти 70% зарубежных участников опроса и 83% российских респондентов заявили, что кредитный кризис негативно скажется на деятельности их компаний. 80% (100% в России) респондентов из этого числа отметили, что они столкнулись с ростом затрат на привлечение финансирования, а 70% (84% в России) заявили, что по этой причине им придется отложить осуществление запланированных инвестиций. По мнению высших руководителей, с наибольшей вероятностью последствия кризиса скажутся на деятельности компаний банковского сектора, электроэнергетики, строительной отрасли, индустрии развлечений и автомобилестроения.
Руководители тех компаний, которые ожидают роста, заявили,
что этот рост будет финансироваться в первую очередь за счет собственных средств
компании (76% респондентов по миру и 80% в России), а уже потом – за счет
привлечения долгового финансирования и размещения ценных бумаг на фондовом
рынке. Интересно, что российские топ-менеджеры в больше степени, чем их
иностранные коллеги по-прежнему рассчитывают на привлечение средств через фонды
прямых инвестиций и венчурные фонды (30% в России, 19% за рубежом), на продажу
части активов (20% в России, 11% по миру) и на финансовую поддержку со стороны
государства (17% в России, 5% в мире).
Долгосрочные факторы роста
Несмотря на глубину и серьезность нынешнего экономического кризиса, руководителей компаний по-прежнему волнуют факторы долгосрочного роста. Привлечение наиболее компетентных и талантливых специалистов остается одной из самых актуальных проблем. Лишь 26% респондентов сказали, что планируют сокращение персонала в наступившем году, а 35% опрошенных заявили, что намереваются сохранить нынешнюю численность сотрудников. Что касается России, то здесь планы руководства компаний выглядят более радикальными: 37% участников опроса планируют сократить численность персонала.
Несмотря на глубину и серьезность нынешнего экономического кризиса, руководителей компаний по-прежнему волнуют факторы долгосрочного роста. Привлечение наиболее компетентных и талантливых специалистов остается одной из самых актуальных проблем. Лишь 26% респондентов сказали, что планируют сокращение персонала в наступившем году, а 35% опрошенных заявили, что намереваются сохранить нынешнюю численность сотрудников. Что касается России, то здесь планы руководства компаний выглядят более радикальными: 37% участников опроса планируют сократить численность персонала.
Кроме того, 72% высших руководителей компаний предсказывают,
что в будущем еще более актуальной станет проблема природных ресурсов.
Респонденты отметили, что зависимость от углеводородного сырья (61% зарубежных и
66% российских участников опроса), климатические изменения (56% и 43%
соответственно), перенаселенность (55% и 43%) и нехватка пресной воды (50% и
23%) повлияют на достижение компаниями успеха в долгосрочной перспективе.
Большая часть российских респондентов (73%) рассматривают старение населения в
качестве очень существенного фактора, влияющего на успех экономического развития
в долгосрочной перспективе.
В общей сложности более 80% участников опроса (87% в России)
отметили, что принимают меры по сокращению энергозатрат и ищут способы повышения
эффективности деятельности на своих предприятиях, а более половины респондентов
(в России – только 23%) заявили, что изыскивают возможности использования
альтернативных источников энергии. Кроме того, компании вкладывают средства во
внедрение технологий, позволяющих сократить энергозависимость.
Одной из приоритетных задач для руководителей компаний
по-прежнему остается поиск и удержание высококвалифицированного персонала. 70%
респондентов в мире и 90% российских участников опроса отметили нехватку
кандидатов, которые обладают необходимыми профессиональными знаниями и опытом,
как одну из основных проблем этой области. Также беспокоят топ-менеджеров
вопросы, связанные с набором молодых специалистов, их интеграцией в деятельность
компании (61% в мире, 63% в России), обеспечением привлекательных возможностей
карьерного роста (58% и 30% соответственно ), а также конкуренция между
компаниями внутри каждой отрасли в борьбе за привлечение квалифицированных
кадров (52% и 60%). Интересно, что российских топ-менеджеров гораздо больше, чем
их иностранных коллег, заботит уменьшение количества выпускников
естественнонаучных и технических специальностей (47% в России, 37% в мире), но
существенно меньше их беспокоят вопросы, связанные с удержанием
сотрудников-женщин (10% в России, 28% в мире). В качестве стратегий в области
привлечения и удержания квалифицированных кадров, руководители компаний
упоминали такие меры, как создание гибких условий труда (78% в мире, 77% в
России), направление ключевых работников на новые участки работ, участие
сотрудников в корпоративных социальных программах и другие. Мнения российских и
зарубежных топ-менеджеров совпали по большинству мер, однако существенно больше
российских руководителей (57% против 37% зарубежных коллег) рассчитывают на
привлечение временного персонала в качестве способа решения проблемы нехватки
кадров.
На смену международным слияниям и поглощениям приходят
совместные предприятия
Доля руководителей, считающих, что совместные предприятия (СП) будут играть более важную роль при расширении деятельности компаний на международных рынках, чем слияния и поглощения, значительно увеличилась, особенно в Западной Европе и Латинской Америке. Возможно, этот результат отражает более низкий уровень затрат и рисков, связанных с СП, а также растущую популярность сотрудничества в решении проблем, связанных с международным расширением компаний.
Доля руководителей, считающих, что совместные предприятия (СП) будут играть более важную роль при расширении деятельности компаний на международных рынках, чем слияния и поглощения, значительно увеличилась, особенно в Западной Европе и Латинской Америке. Возможно, этот результат отражает более низкий уровень затрат и рисков, связанных с СП, а также растущую популярность сотрудничества в решении проблем, связанных с международным расширением компаний.
Активность в сфере слияний и поглощений снизилась: только
20% респондентов сообщили о закрытии таких сделок в прошлом году.
Особенно снизилась активность в сфере слияний и поглощений на развивающихся
рынках Азии и Восточной Европы.
Вопросы регулирования
Руководители компаний признали необходимость сотрудничества с государством в решении системных проблем. Однако, несмотря на то что 55% руководителей предприятий (43% респондентов из России) все еще рассматривают чрезмерное регулирование как препятствие в развитии бизнеса, около половины всех опрошенных заявили, что правительства их стран сделали недостаточно для формирования базы квалифицированных специалистов, а 38% респондентов заявили, что государство могло бы сделать больше для развития инфраструктуры. Аналогично более 80% опрошенных руководителей высказались за четкую, последовательную политику государства в решении проблемы изменения климата, но только 28% полагают, что у государства действительно есть такая политика.
Руководители компаний признали необходимость сотрудничества с государством в решении системных проблем. Однако, несмотря на то что 55% руководителей предприятий (43% респондентов из России) все еще рассматривают чрезмерное регулирование как препятствие в развитии бизнеса, около половины всех опрошенных заявили, что правительства их стран сделали недостаточно для формирования базы квалифицированных специалистов, а 38% респондентов заявили, что государство могло бы сделать больше для развития инфраструктуры. Аналогично более 80% опрошенных руководителей высказались за четкую, последовательную политику государства в решении проблемы изменения климата, но только 28% полагают, что у государства действительно есть такая политика.
Методология исследования:
В рамках подготовки 12-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, проводимого PricewaterhouseCoopers, было опрошено 1 124 человека в 50 странах мира в течение четвертого квартала 2008 г. В России было проведено 30 интервью. В основном опрос проводился по телефону. Координация исследований осуществлялась подразделением PwC, которое занимается международными исследованиями и находится в г. Белфасте (Северная Ирландия), в сотрудничестве с менеджерами проекта и партнерами – членами глобального консультационного совета PwC. В разбивке по регионам 500 интервью было проведено в странах Европы (Австрия, Бельгия, Чешская Республика, Кипр, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, Украина), 276 интервью – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Австралия, Китай/Гонконг, Индия, Индонезия, Япония, Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Вьетнам), 168 интервью – в странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла), 138 интервью – в странах Северной Америки (США, Канада) и 42 интервью – в странах Ближнего Востока и Африки.