Пока лидеры страхового рынка отчитываются о борьбе с мошенниками, некоторые компании делают все, чтобы не платить своим клиентам. Уловок не так много.
Два общероссийских лидера рынка "Росгосстрах" (лидер по
ОСАГО), и "Ингосстрах" (по каско), сообщили об итогах борьбы с жуликами в первом
полугодии 2010 года. Так благодаря деятельности службы безопасности
"Росгосстраха" правоохранительными органами было возбуждено 46 уголовных дел. В
"Ингосстрах" за тот же
период подано 75 заявлений о возбуждении уголовных дел по фактам
мошенничеств.
"Ингосстрах" сообщает, что предотвращены незаконные выплаты
на 382 млн рублей, что на 45,6% больше, чем в первом полугодии 2009 года. В
"Росгосстрахе" говорят, что предотвращено убытков в результате мошенничества
и возвращено в компанию на 122,2 млн рублей.
Эксперты отмечают, что до 70% всех случаев страхового
мошенничества приходится на автострахование. Одной из основных проблем является
большое количество угонов.
Максим Кондрашов, директор центра корпоративного страхования
ООО "СГ "МСК", считает, что в Петербурге всплеск мошенничества случился в 2009
году из-за кризиса, число таких случаев выросло на 1/3. В то же время,
мошенничество идет на спад, за счет координации действий страховщиков, создании
соместных баз и пр.
Между тем, и сами страховые компании иногда вызывают у своих
клиентов далеко не положительные эмоции. Некоторые страховщики делают все,
чтобы отказать в выплатах.
По словам юристов, занижение выплат по ОСАГО фактически
стало нормой на страховом рынке. Расчет простой - из–за недоплаты в 5 – 10 тыс.
рублей автовладелец вряд ли пойдет в суд, ведь ему придется заплатить такую же
разницу за услуги адвоката и еще неизвестно, сможет ли он выиграть.
Страховщики недоплачивают как автомобилистам, так и своим
коллегам - другим страховым компаниям. Юристы говорят о недоплатах по 25 – 40 %
от фактической стоимости ремонта, но не более 10 тыс. рублей (хотя бывают
занижения и до 30 тыс. рублей).
Первая страховая уловка - оценить машину дешевле рыночной
стоимости на 20 – 30 %. Скорее это маркетинговый ход, чтобы сделать ценовое
предложение для клиента более привлекательным. Однако при угоне или гибели
автомобиля выплата не покроет расходов на его приобретение.
Занижение цены машины опасно даже при небольшом ДТП, ведь
страховщик может завысить стоимость ремонта, списать машину, а ее остатки (плюс
незначительная выплата) вернуть владельцу.
Не все автовладельцы знают, что можно обязать страховщика
забрать разбитую машину. Другая распространенная практика - поиск несоответствий
и противоречий в справках из милиции, которые оформляет застрахованный при
наступлении страхового случая. Даже небольшая ошибка может быть веским доводом
не выплачивать возмещение.
Оценка ущерба - одна из основных возможностей для
страховщиков занизить сумму выплаты.
Вот одна из подобных историй: "В феврале прошлого года в мою
Toyota Auris (приобретена за 575 тыс. рублей в 2008 году) въехал Renault Kangoo,
- рассказывает Татьяна Алексеева, владелица автомобиля. - ГИБДД подтвердила его
вину, но потом начались сложности.
Моя страховая компания назначила экспертизу и предложила мне
выплату или ремонт у неофициального дилера, аргументируя, что у нее нет
договоров с официальными сервисами. Хотя всем известно, что автомобиль на
гарантии необходимо ремонтировать только у официального дилера, иначе гарантия
снимается. Поэтому я выбрала деньги, предварительно узнав от официального
дилера, что ремонт мне обойдется в сумму 264 тыс. рублей.
Страховая поступила неожиданно для меня - решила, что у
машины тотальная гибель (хотя она на ходу), предложила принять 126 тыс. рублей в
виде возмещения плюс годные остатки (то есть саму машину).
Первая инстанция суда признала правоту за страховой, сейчас
предстоит обжалование в горсуде.
Основная проблема заключается в том, что договор страхования
я не читала. А там про конструктивную гибель написано очень размыто. Но суть в
том, что чем выше стоимость "остатков", тем легче авто списать, что и сделал мой
страховщик".