Пузырь лопнул. И это к лучшему

Автор фото: Алексей Недосекин, вице-президент IFEL

Российский фондовый рынок пережил катастрофическое падение в сентябре 2008 года и сейчас понемногу приходит в себя. Всех интересует вопрос, что будет дальше – с акциями, с валютой, с недвижимостью.

Прогнозы самые противоположные. Хочу влиться в этот хор со своей точкой зрения на происходящее. Я часто давал различные прогнозы, и часто эти прогнозы сбывались; поэтому как бы присвоил себе право выступать. Я говорил 2 года назад («Рынок ценных бумаг», №15, 2006), что российский рынок акций переоценен, безобразно перегрет. Нужен был суровый внешний повод, чтобы этот пузырь лопнул. Наконец-то повод появился, пузырь лопнул. И это, поверьте, к лучшему.
Всякий экономический пузырь – это гнойник, это киста, и, чем быстрее его прорвет, тем лучше будет больному. Пусть российский фондовый рынок еще полгода, как подслеповатый, ходит боковым трендом вокруг 800-1000 по РТС, ища свои новые ориентиры. Так ему и надо, пусть остывает. Зато у фондового рынка появятся инвестиционные перспективы (их не было еще год назад), в него можно будет действительно вкладывать деньги – не спекулятивные пугливые деньги, а долгоиграющие капиталы, которые потом станут пенсиями для трудящихся. Это – общий путь, и это неизбежно.
Происходящее на фондовом рынке – не более чем симптом, внешнее проявление главных процессов, которые лежат в основе происходящего и которые выступают действительной причиной будущих изменений. Вот об этих причинах я и хочу поговорить.
Мир вступил в эру новой нестабильности, и эта нестабильность проистекает из глубокой полярности интересов ведущих мировых игроков, куда сегодня следует отнести США, Европу, Россию и Китай. США хочет удержать свои позиции лидирующей державы, эмитента резервной валюты, мирового жандарма. Все это им нужно ради того, чтобы сохранить тот уровень жизни, к которому они привыкли, сохранить навык и обиход жить не по средствам. Сейчас эта кормушка закрывается.
Прозвучал только первый звонок – кризис на рынке ипотечных бумаг и сопряженный с ним мировой финансовый кризис. Следующий кризис – это кризис производных финансовых инструментов (разрыв между суммарным номиналом производных бумаг и текущей суммарной ценой подлежащих активов составляет десятки и сотни раз). Можно не сомневаться, что кризис грянет, грянет очень скоро, и тогда от американских финансов останутся рожки да ножки. На этом фоне никакие 700 млрд. долл., направляемые сейчас правительством США на поддержание своего финансового сектора, не спасут «гиганта мысли». Америка – банкрот, и это всем известно.
Что остается Штатам? Вариант 1. Затянуть потуже пояса и начать жить по средствам, победнее да поскромнее. Эти ребята к этому не готовы морально. Вариант 2. Развязать новую мировую войну. А вот это уже теплее. И война эта будет за ключевые ресурсы – за углеводороды, за рынки сбыта, за тотальное мировое доминирование. Эта война вряд ли будет совсем горячей. Но то, что она будет, сомнений быть не может. Более того, эта война уже идет. Так уж они устроены – империалисты; марксизм здесь прав. Именно загнивающий империализм рассматривает мировые войны как наилучший выход из своих внутренних затруднений. Судьба мира, жизнь людей – не волнует их и никогда не волновала.
У России есть только один выбор в этих условиях – становиться сильнее. В экономическом плане это означает масштабное усиление роли государства, переход России к модели государственного капитализма, при существенном повышении роли государства во всех без исключения экономических процессах.
Процесс повторного (после приватизации 90-х годов прошлого века) огосударствления экономики был запущен во времена правления Путина, когда создавались первые государственные корпорации. Нынче, на пике кризиса ликвидности, государство существенно вмешалось в экономику, приступив к накачке системообразующих банков деньгами. И это, как мы видим, давно ожидаемая и вполне эффективная мера.
Из России ушло $70 млрд западных денег по результатам сентября-октября 2008 года. Скатертью дорога. На место этих денег приходят российские государственные деньги. До сего времени совокупный долг корпоративного сектора составлял 550 млрд. долл. Две трети этого долга – это зарубежные деньги, в том числе добрая половина их – это оффшорные капиталы российского происхождения. «Чисто зарубежные» деньги в экономику России, скорее всего, не вернутся. Оффшорные же деньги просто обязаны будут удержаться в экономике России, и для этого у государства российского есть всевозможные рычаги (дело «Мечела» это доказывает).
Можно вывести из страны деньги, но нельзя – землю, недвижимость, людей, деловые связи, бренд; и владельцы оффшоров это знают. Итак, проблемное поле для рефинансирования российского корпоративного долга – порядка 170 млрд. долл., в том числе 40 млрд. долл. до конца 2008 года. У государства есть эти деньги. И, таким образом, корпоративный долг, процентов на 50%, получает в качестве основного своего кредитора российское государство, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На волне кризиса пошла новая полоса слияний и поглощений. Эта волна только в самом начале. Сильные будут глотать слабых, крупные – мелких. И все отчетливее будет видно, что главный вектор этих слияний и поглощений – ползучая национализация российской экономики, когда государство постепенно становится ее главным акционером и главным кредитором. В сложившихся мировых политических реалиях, это нормально и это неизбежно, единственно правильно с точки зрения выживания страны.
Что еще будет делать государство, дабы обеспечить себе доминирование в российской экономике? Первые ожидаемые шаги – следующие.
Будет создана государственная инвестиционная компания (назовем ее Госинвест), куда будут переданы в доверительное управление все ценные бумаги, принадлежащие государству и его «дочерним» экономическим агентам (в частности, корпорациям с существенным государственным участиям и системообразующим банкам).
Те компании, которые будут испытывать затруднения в погашении своих кредитов, будут проведены через процедуру смены собственника (в мягкой форме – через уступку акций или конвертацию долга в дополнительную эмиссию акций; или в грубой форме – через банкротство, реструктуризацию и распродажу активов). Таким образом, Госинвест и его региональные филиалы становятся эффективным инструментом для пресловутой национализации.
Сегодня, на пике кризиса, покупать акции и облигации во втором-третьем эшелонах надежности считается дурным тоном. Государство, как видится, не будет таким брезгливым. Потому что именно там, за рамками фондового «бомонда», находятся самые лакомые кусочки собственности. Акции в этом сегменте явно недооценены; доходность по облигациям является предельно высокой (сегодня по бланковым обязательствам предприятия не гнушаются занимать и под 25% годовых). Второй эшелон – это, потенциально, агрессивный сегмент государственного фондового портфеля, который форсирует его доходность, при вполне управляемом уровне риска этого сегмента (через ту же национализацию, если дела пойдут неважно).
Да, по результату национализации экономика страны становится менее эффективной, менее рыночной, это бесспорно. Но главное, ради чего следует пренебречь этой эффективностью и рыночностью – это устойчивость и безопасность, повышенная готовность такой экономики к мобилизации, к работе в условиях особого периода, в том числе - на военные программы.
Денежное предложение со стороны государства как регулятора – это еще не все. Необходимо обеспечить предложение труда, занятость. В этой связи, у государства появится новая политика в области управления национализированными предприятиями. Государство не должно допустить массовой безработицы на волне кризиса, когда на улицах городов-миллионников появятся сотни тысяч выброшенных за борт «частиц офисного планктона». Сценарий великой депрессии для России мы исключаем в принципе.
Будут предложены тысячи новых рабочих мест, где зарплаты будут явно поскромнее, чем в частном секторе, но и совсем не то, что сейчас имеет место на бесплатных биржах труда. Фактически, это – аналог общественных работ в США в начале 30-х годов прошлого века, но предложено будет не строить дороги, а работать по профилю, просто за меньшие деньги. И большинству людей придется с этим свыкнуться, потому что в частном секторе работу будет не найти в принципе. Потому что сам частный сектор будет сжиматься по тенденции.
То, что ожидается по факту кризиса – долгожданное схлопывание пузыря на рынке жилищной недвижимости в мегаполисах. Потеря западного финансирования, ликвидация избыточного капитала для спекуляций, сжатие платежеспособного спроса населения в новых макроэкономических условиях – все это неизбежно приведет к коррекции цен на 25-40% от текущего уровня.
Ожидается банкротство многих девелоперов и застройщиков, с образованием массовой «незавершенки» и недоразвитых пятен под застройку. И на этой волне государство опять проявит себя как регулятор, создав аналог Госстроя. В рамках этого Госстроя будут национализированы все разорившиеся строительные фирмы.
Государственная строительная отрасль возродится, но в новом качестве. Построенное в ее рамках жилье не будет передаваться очередникам и льготникам (как в советские времена), но будет направляться в массовую экономичную аренду для работников национализированных предприятий, по фиксированной арендной ставке. Будет создан новый баланс: «пониженная стоимость труда – пониженная арендная плата за жилье». И это будет существенным дополнительным стимулом для трудоустройства людей в национализированные компании. Государство становится крупнейшим владельцем доходных домов, крупнейшим рантье.
Итак, намечаются три новых взаимоувязанных контура государственного управления в новой «госкапиталистической» экономике России, а именно: управление собственностью и выданными кредитами; управление рынком труда; управление рынком недвижимости и строительства. Именно так будет структурироваться госсектор экономики на ближайшую перспективу. Эти три кита позволят придать экономике России принципиально новый уровень устойчивости к потрясениям, мобилизовав страну на решение задач особого периода, повысить меру единства страны перед лицом надвигающихся угроз. Такова, по моему ощущению, неотменимая логика развития России на ближайшую перспективу.
Что в связи с этим ожидается на российском и мировых рынках? Тезисы следующие:
1. Волатильность на российском фондовом рынке будет постепенно снижаться. Уровень фондовых индексов будет принудительно поддерживаться государством на инвестиционном уровне, до 10 рублей цены акций на рубль годовой чистой прибыли (P/E; сейчас 5.5, акции недооценены). Государство, в лице Госинвеста и его уполномоченного брокера, будет занимать противоположные позиции по отношению к ведущей тенденции. Так научился управлять валютным курсом Центробанк. То же ждет и фондовый рынок.
2. Наоборот, США ждут фундаментальные снижения фондовых индексов в 1.5 – 2 раза от текущих уровней. Сейчас для США P/E = 20, целевой рациональный уровень – 10, с учетом всех вновь возникающих уровней риска. На пике кризисных времен (который еще не наступил) и этот уровень будет пробит (как это уже имело место в 1929 и в 1981 г.г.).
3. Доллар будет неукоснительно падать по тенденции. В течение трех ближайших лет он пробьет отметку 20 руб. за доллар, и это еще не предел. Что касается евро, то колебания «евро-рубль» будут происходить в ограниченном ценовом коридоре плюс-минус 15% от тренда, без явного доминирования одной валюты над другой.
4. Нефть больше дешеветь по тенденции не будет, даже если США вторгнется в Саудовскую Аравию (под предлогом очередного витка борьбы с терроризмом). Опыт Ирака показывает, что бесперебойной перекачки нефти под эту музыку у США не получится. Поднимется весь мусульманский восток. 100 долларов за баррель – это нормальное дно цены этого актива в сложившихся мировых реалиях.
5. Цена жилья в мегаполисах будет падать (быстрее всего – в Москве). Спад, как я и указывал, составит 25-40% нынешнего ценового уровня, с соответствующим сжатием строительства и ввода нового жилья в частном секторе, с одновременным нарастанием такого ввода в государственном секторе.
6. Россия станет новым финансовым центром, как и предполагается сейчас. Но произойдет это по суровой нужде. В условиях падения доллара, его истощения по факту как мировой резервной валюты, возникнет потребность в генерации новой евроазиатской резервной валюты, через объединение усилий России, Китая, Индии и арабского мира.
Это будут своеобразные нефтедоллары, имеющие покрытие в виде существующих доказанных месторождений нефти и газа. Разумно предположить, что Россия может стать эмитентом такой резервной валюты, осуществляя расчеты за поставку углеводородов только в ней. Эта волюта не будет обращаться во внутренних расчетах, но будет исполнять резервную функцию, функцию нового эталона стоимости, каким до Бреттон-Вудского пакта 1971 года выступало золото. Арабы уже предпринимают такие попытки, создавая новую валюту «динары залива», с аналогичной целью.
Россия не останется в стороне от этого процесса.
В этой статье я контурно наметил свои ожидания по поводу происходящего в российской и мировой экономике, сейчас и на перспективу. Главный тезис таков: неизбежное огосударствление российской экономики – это глобальный плюс для страны и мира. Все будет хорошо.