РБК: между банкротством и продажей

Автор фото: Финам
Изменение цены акций РБК ИС за год

Долги холдинга РБК оцениваются экспертами в $200-300 млн. Уже в феврале 2009 года холдинг может оказаться банкротом, сообщает "Коммерсант". 16 января на Фондовой бирже ММВБ акции ОАО "РБК Информационные системы" упали в цене на 9,5%.

Руководители холдинга РБК на этой неделе признались кредиторам в том, что компания скоро может оказаться банкротом: $11 млн свободных средств закончатся уже через 2-3 недели, сообщает "Коммерсант". ОАО "РБК Информационные Системы" и консультант холдинга банк UBS отказались от комментариев.
На волне негативных новостей 16 января стоимость ценных бумаг холдинга РБК на Фондовой бирже ММВБ упала на 9,5%, до 14,59 рубля. Два года назад, в начале 2007 года, стоимость акций РБК превышала 320 рублей. С тех пор капитализация холдинга упала более чем в 20 раз, и на сей момент составляет 2 млрд рублей (менее $63 млн по текущему курсу).
Цена акций РБК ИС на ФБ ММВБ Цена акций РБК ИС на ФБ ММВБ
По информации газеты "Ведомости", совладельцы РБК предложили кредиторам списать три четверти долга, а остаток – реструктурировать. Эксперты по рынку СМИ оценивают долговую нагрузку РБК в диапазоне от $200 млн до $300 млн. Они сходятся во мнении, что наиболее вероятный сценарий дальнейших действий РБК – продажа контрольного пакета в холдинге.
Читайте также:
Новый план РБК
"Это чуть ли не единственный вариант выхода из сложившейся ситуации, - подытоживает мнения коллег Сергей Чесноков, аналитик агентства медийных исследований Ex Libris. - Терапевтические меры вроде сокращений и оптимизации расходов не помогли РБК. Другие варианты только отсрочат наступление банкротства".
Аналитик ЗАО "Инвестиционная компания "ФИНАМ" Владислав Кочетков оценивает стоимость всего холдинга при продаже доли в нем в $70-100 млн и отмечает, что сейчас речь о продаже по справедливой цене не идет. По мнению Чеснокова, стоимость РБК - $70-80 млн, но за продажу контрольного пакета холдинг, вероятно, получит премию.
Эксперты считают гораздо менее вероятными другие варианты развития событий, такие как продажа миноритарного пакета акций РБК или отдельных активов холдинга.
"РБК интересен именно как комплекс активов, которые хорошо друг друга дополняют и создают синергетический эффект, - говорит Владислав Кочетков. - Теоретически возможно отчуждение развлекательных Интернет-активов, которые входят в состав "Медиамира" (например, портал LovePlanet). Но РБК вряд ли на такое пойдет, потому что эти активы показывают хорошую динамику, а при настоящих условиях их выгодно продать не удастся. Продавать сейчас – значит недосчитываться десятков миллионов".
Аналитики СМИ ожидают, что в самое ближайшее время РБК заморозят часть проектов, которые не приносят прибыли.
"Скорее всего, РБК займется оптимизацией активов, сделав ставку на Интернет и избавляясь от менее перспективных с точки зрения привлечения средств рекламодателей. К последним можно отнести журнал РБК, - рассуждает Ирина Зеленкова, заместитель генерального директора по рекламе и PR ООО "Финэкспертиза". - Несмотря на сложную ситуацию на газетном рынке, хотелось бы, чтобы РБК постарался сохранить газету "РБК daily", которая является мощным активом с точки зрения заработанного имиджа".
Участники рынка СМИ полагают, что найти стратегического инвестора, который войдет в капитал и поможет с рефинансированием долга, РБК будет нелегко.
"С такими долгами продать бизнес не очень просто, особенно сейчас, - говорит Леонид Макарон, генеральный директор медиахолдинга "Пронто-Москва" (издает газету "Из рук в руки", журнал "Недвижимость" и др.). - У РБК непростая ситуация с рекламой и в газете, и в журнале. Телепроекты, особенно такие нишевые, как РБК ТВ, вообще долго выходят на окупаемость. Таким образом, сейчас единственный прибыльный сегмент бизнеса для РБК – Интернет".
"Сомневаюсь, что РБК быстро найдет стратегического инвестора, - соглашается Максим Кашулинский, главный редактор журнала Forbes. - Тем не менее, долю в холдинге РБК могут приобрести близкие к государству люди". Среди возможных приобретателей холдинга РБК эксперты также называют западные СМИ, которые еще не представлены на российском рынке.
Причины того, что холдинг оказался в непростом положении, эксперты рынка СМИ видят в неразумной управленческой политике холдинга.
Сергей Чесноков утверждает, что кризис только усугубил проблемы РБК, к которым привели обилие кредитов, чрезмерно раздутый штат и слишком разветвленная структура холдинга. В подтверждение своих слов Чесноков отмечает, что последний прибыльный период для РБК – четвертый квартал 2007 года.