Петербургская сеть магазинов сантехники "Водопад" внезапно закрыла свои торговые точки и прекратила выдавать оплаченные заказы.
В редакцию "ДП" обратился петербуржец, который прежде неоднократно покупал сантехнику в магазинах сети "Водопад". Собираясь сделать очередной заказ, он зашёл в соцсети компании и увидело множество жалоб на то, что магазины сети закрыты, а по уже оформленным заказам никто не отвечает. По словам собеседника "ДП", в сети всегда был представлен широкий ассортимент, а магазины расположены в хороших локациях. Сейчас же непонятно, где покупать необходимый товар.
У закрытых дверей
Ранее "Водопад" держал 13 магазинов в Петербурге. Согласно "Яндекс.Картам", сейчас в городе остаётся пять магазинов сети. Однако фактически все они не работают. В точке по адресу: Транспортный переулок, 1, на закрытой двери висит объявление, что магазин работает только на выдачу текущих заказов.
Тем временем в интернете легко найти множество отзывов от клиентов компании, которые оплатили заказы несколько месяцев назад, но теперь не могут ни получить заказанную сантехнику, ни вернуть деньги. Некоторые пишут, что деньги за неполученные заказы всё же удалось вернуть при посредничестве банка, через который производилась оплата на сайте.
Последняя запись в официальной группе "Водопада" во "ВКонтакте" была оставлена 9 мая — клиентов поздравляли с праздником. Сайт, на котором размещался интернет–магазин, в данное время не работает. При этом, согласно некоторым комментариям, ещё в начале августа на нём можно было сделать заказ и даже произвести оплату. Притом что к тому времени некоторые покупатели уже несколько месяцев не могли получить оплаченные ранее покупки.
В компании KNRU, которая занималась подбором помещений для "Водопада", корреспонденту "ДП" подтвердили, что уже довольно давно магазины сети не работают, сайт не грузится, телефоны не отвечают.
"Относительно магазинов — несмотря на то что в картах они ещё есть, но по факту они уже закрыты. Например, точку на проспекте Косыгина мы уже давно пересдали компьютерному клубу, сейчас ведём переговоры с другими собственниками, где ранее присутствовал “Водопад”", — сообщила директор по развитию KNRU Полина Фиофилова.
По её словам, 13 магазинов компании преимущественно располагались на вторых этажах отдельно стоящих зданий или на первых этажах стрит–ретейла в спальных районах. "Сеть пользовалась спросом, работала на рынке много лет, но сейчас это уже в истории", — говорит эксперт.
Руководитель адвокатской практики Ulezko.legal Александра Улезко отмечает, что в 2022–2023 годах у компании отмечалось некоторое снижение выручки — со 151 млн до 111,4 млн рублей. В начале 2023 года у ООО "Водопад" и некоторых других связанных с компанией юридических лиц, в частности ООО "Водопад групп", сменился собственник и руководитель. Вместо Архипова М. С. участником и генеральным директором компаний стал Вячеслав Парамонов. В то же время в феврале 2024 года "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, микрокредитная компания" обратился в суд с иском о взыскании сумм по договору займа к ООО "Водопад" и Архипову М. С., скорее всего выступавшему поручителем. "Кроме того, в арбитражном суде рассматривается спор ООО “Торговый дом Термекс” к ООО ”Водопад” о взыскании 1,465 млн рублей задолженности. Ссылка истца на закрытие части магазинов не помогла убедить суд в необходимости арестовать денежные средства на счёте компании. Других процессов у “Водопада” нет", — говорит юрист.
Адвокат, партнёр юридической фирмы Ru.Courts: Елена Менде обращает внимание на то, что в некоторых разбиравшихся различными судами делах, касавшихся бренда "Водопад", фигурировало ещё несколько юридических лиц, которые по другим признакам не связаны с основной компанией. "С чем связано закрытие, предполагать сложно, не исключены претензии налоговых органов в связи с дроблением бизнеса", — предполагает юрист.
В комментариях клиентов сети в соцсетях высказывается мнение, что владельцы магазинов бросили свой бизнес и уехали за границу. Анонимный источник на рынке подтвердил "ДП", что такие слухи действительно ходят, но твёрдых доказательств этому нет.
Маркетплейсы наступают
Сегмент DIY сейчас развивается в основном за счёт крупных сетей: "Петрович", "Лемана ПРО", "Максидом". В том числе есть и сети, которые профильно занимаются сантехникой, например "Афоня".
"Рынок чувствует себя хорошо, за последние годы было приобретено много жилья по ипотеке, многие сейчас будут делать ремонт, поэтому, думаю, проблем в этом сегменте не будет", — отмечает Полина Фиофилова.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков замечает, что за последние годы рынок DIY существенно менялся, основной объём продаж уже делается в онлайне. "За последние годы лидирующие позиции заняли маркетплейсы. Например, сегодня по объёму продаж смесителей номер один в России — это Ozon", — отмечает Федяков.