00:0019 января 200100:00
36просмотров
00:0019 января 2001
Архитекторы утверждают, что еще никто не видел Эрмитаж по-настоящему. Заходить в музей "из подмышки" для восприятия его архитектуры - не с руки.
<BR><BR>Архитекторы утверждают, что еще никто не видел Эрмитаж по-настоящему. Заходить в музей "из подмышки" для восприятия его архитектуры - не с руки. <BR>Парадный вход в Зимний дворец закрыт уже около 80 лет. Императорская семья заходила в Зимний со стороны Дворцовой площади, через арку с ажурными воротами и Посольский двор. В конце июня этого года ворота, которые штурмовали в 1917-м солдаты и матросы, распахнутся для посетителей Эрмитажа. Это событие должно совпасть с грандиозным концертом под открытым небом "Семь врат мира". <BR><BR><B>Подземный мир</B><BR>Идея "развернуть" Эрмитаж на 180 градусов и построить новый "приемный" комплекс витала в воздухе десятилетиями. <BR>Один из самых концептуальных проектов был разработан архитектором Борисом Устиновым в 1973 году по заказу Пиотровского-старшего. "К 60-70-м годам Петербург охватил настоящий музейный бум. Если в 50-х годах Эрмитаж посещала всего пара сотен человек в день, то к моменту начала моего проекта в некоторые дни в него заходило и по 50 тыс. человек. Зимний дворец стал предприятием массового обслуживания, через который проходило в то время больше народу, чем через аэропорт", - говорит Борис Устинов. Проект по созданию подземного приемного помещения очень понравился Борису Пиотровскому и всему научному совету. <BR>Но, как и многое хорошее в то время, он стал "галочкой" и оказался на полке. Причин тому было две: отсутствие денег и консерватизм сотрудников. Борис Устинов вспоминает, что одна интеллигентная дама во время обсуждения воскликнула: "Как? Нужно будет вырубить деревья? Но я только вчера слышала, как там кукует кукушка!" <BR>Сад продолжал зарастать. А гости музея - послушно обходить Эрмитаж, "ныряя" в него с набережной Невы. <BR><BR><B>Реанимация</B><BR>О полке, на которой лежал проект, вспомнили только в 80-х годах. В это время американский архитектор китайского происхождения Ео Минг Пей начинал работать над похожей задачей в Лувре. Советские чиновники догонять и перегонять Францию не решились, но тем не менее снова обратились к Борису Устинову с целью вынести проект на широкое обсуждение: дескать, мы были первыми. <BR>Пей, так же как Устинов, хотел органично "врастить" подземный "приемный" комплекс в историческую ткань. Разница заключалась в том, что стеклянные пирамиды Пея, украсившие площадь перед Лувром, были абсолютно современными. А проект Устинова ориентировался на сохранение стиля барокко. <BR><BR><B>Глубокие замыслы</B><BR>Некоторые предлагали перекрыть Посольский двор (размером почти 1 га) стеклянной крышей, но такое вмешательство могло нарушить первоначальную архитектуру. Кровлей подземной версии Устинова был барочный партер сквера, напоминающий первозданный. Впрочем, четверть садика должна была стать прозрачной: по эскизу купола-сферы "вырастают" из-под земли почти на 2,5 м в виде крыши огромных помещений. В них могли расположиться выставочные и конференц-залы, магазины, кафе и т.д. <BR>Второй ярус был предназначен для гардеробно-туалетных нужд. По словам Бориса Устинова, все помещение можно было опустить вниз почти на 25 м (до водоупорного слоя), то есть фактически на семь этажей, где удобно разместить и хранилища, и мастерские, и технические службы. <BR>По плану, гости должны были идти на "все три стороны" с первого яруса. Но грандиозным планам Бориса Устинова не дано было осуществиться.<BR><BR><B>К празднику</B><BR>По словам главного архитектора Эрмитажа Валерия Лукина, утвержденный проект по созданию нового "приемного" комплекса завершится к 300-летию Петербурга - стоимость всего проекта около $1,5 млн. "Сейчас мы уже сажаем орлов на решетку и делаем позолоту ворот, - рассказывает он. - Затем начнутся работы по мощению двора в два-три цвета, восстановление сквера, пересадка деревьев и строительство открытого театра - раньше он располагался во дворе". <BR>Примерно через месяц закончатся работы по реставрации подъезда, который будет пропускать посетителей через стеклянные вращающиеся двери. Кассы возле арки будут установлены, вероятно, только в следующем году. Гардероб также пока остается на своем месте.