Регионы рисуют свою почтовую реформу

К онцепция реорганизации российской почты пока не написана. В "ДП" №35/2001 заместитель министра РФ по связи и информатизации Александр Киселев рассказал о задумках федерального центра. Ниже о реформе говорят руководители управлений федеральной почтовой с

<BR><BR>К онцепция реорганизации российской почты пока не написана. В "ДП" №35/2001 заместитель министра РФ по связи и информатизации Александр Киселев рассказал о задумках федерального центра. Ниже о реформе говорят руководители управлений федеральной почтовой связи (УФПС) регионов Северо-Запада. <BR>Для проверки работы ведомства "ДП" послал два письма в Москву. Одно сообщение заказным письмом, а другое курьером через Финляндию. Второй способ используется большинством западных представительств в Петербурге для отправки корреспонденции за рубеж. Курьер довозит письмо до Лапперанты и далее отправляет его обычной почтой. По Европе такое письмо идет пару дней, а стоит дешевле курьерской доставки. Однако наш эксперимент не удался - заказное письмо пришло в Москву через 6 дней, а сообщение, ушедшее в Финляндию, затерялось где-то в Европе. Так что пословица"тише едешь - дальше будешь" в России еще работает.<BR><BR>Владимир Киданов, начальник УФПС Санкт-Петербурга:<BR>"Основа почтовой реформы - информатизация. На этой основе можно организовать обмен информацией между почтовыми отделениями и центром - сначала от отделений в УФПС, оттуда - в Москву. Это позволит усилить управляемость внутри структуры.<BR>Что-то подобное мы делаем сейчас в масштабах Петербурга, когда из 295 отделений связи по ряду операций (банковским, коммунальным платежам, денежным переводам) в 260 передача данных осуществляется в режиме on-line. По обычным почтовым операциям модернизировано примерно 20% отделений. На полный ввод системы в строй нам потребуется примерно $2,5 млн. То есть, как и при реализации любой реформы, все упирается в деньги. И без поддержки государства не обойтись. А с государством складываются интересные отношения. Так, УФПС Петербурга ежегодно платит КУГИ 60 млн рублей (примерно $2 млн) за аренду помещений отделений связи. Изначально они строились на деньги нашего министерства, и в Москве, Карелии местные власти уже вернули недвижимость на баланс УФПС. А петербургский комитет не только не возвращает, но и арендную плату рассчитывает как за офисные помещения, хотя это наши производственные площади и должны оплачиваться в меньшем объеме. И это только один пример.<BR>Что касается концепции, то 12-16 марта в Москве пройдет расширенное заседание коллегии Минсвязи, на которой нам расскажут более подробно про ее сегодняшнее состояние".<BR><BR>Александр Верниковский, начальник УФПС Ленинградской области:<BR>"Почте необходимо продолжить входить в рынок. И не только потому, что жизнь заставила. Существует несколько проектов, развитие которых позволит соотнести потребности УФПС Ленобласти с концепцией реформы отрасли. Это, в первую очередь, развитие торговли по каталогам - типа советских "Товары - почтой". Любое петербургское предприятие сможет выпустить каталоги, распространить их или только в отделениях связи, или по всем жителям района. Люди смогут заказать товар, который доставит почта. Позднее можно сделать это и в рамках всей России. Второе - распространение рекламы. Опять же любое предприятие страны, заинтересованное в адресной доставке рекламной продукции населению, например, Ленобласти, может заказать эту услугу почте. <BR>И третье - это развитие почтово-банковских услуг. Население не доверяет банкам, а на почту их понесет. И появится еще один источник внутренних инвестиций. Да и Сбербанк, в свете появления конкурента с большей филиальной сетью, получит стимул для улучшения работы. <BR>Но для реализации этих проектов нужна всероссийская почтовая система передачи данных, модернизация информационных систем". <BR><BR>Вячеслав Паленов, начальник УФПС Вологодской области:<BR>"На протяжении всей российской истории почта принадлежала государству. Сейчас тоже, но только на бумаге, так как в 1993 году, после выхода из системы электросвязи, почта стала ничья. <BR>Помощь нам никто не оказывает, живем на свои средства. Но, учитывая государственный статус, не можем развиваться. Мы не можем самостоятельно сократить нерентабельные филиалы, поднять тариф до себестоимости, расширить спектр услуг.<BR>Сегодня достаточно запустить существующие законы о почтовой деятельности. Нам разрешают оказывать различные услуги населению, но выручка от этого идет на покрытие убытков, а не на развитие.<BR>Нам предлагают различные модели устройства почтовой службы. Я видел Германию, Голландию, другие страны. Но само сравнение с Западом кощунственно: несоизмеримы ни затраты, ни расстояния.<BR>Чтобы довести почту до нормального уровня, в России денег не хватит. Одно я точно знаю - почте нет жизни в условиях рыночной экономики. Она должна быть государственной". <BR><BR>Вилье Пестриков, начальник УФПС Республики Карелия:<BR>"Дайте нам то, что записано в Законе "О почтовой связи", а именно - поддержку, налоговые льготы, возможность для тарифного регулирования. А то мы одних налогов платим 15 млн рублей в год, а месячный доход - 7 млн. Но их ведь надо еще наторговать. Или статья 25 закона гласит, что средства УФПС от сделок с имуществом должны идти на развитие предприятия. Я сдаю в аренду 15 объектов, плата от которых идет в виде налогов в бюджет. Еще один удар нанесла реорганизация Пенсионного фонда. Раньше мы получали 8% от суммы распространяемых пенсий, теперь - только 1,5%.<BR>Мы же не от хорошей жизни оказываем почти 50 видов дополнительных услуг".<BR><BR>Сергей Соколов, заместитель начальника УФПС Республики Коми:<BR>"В идеале почта должна стать акционерным обществом. На первых порах - с контрольным пакетом акций в руках государства.<BR>Нам сейчас не о реорганизации думать надо - дай бог остаться на текущем уровне. Не сопутствующие услуги развивать, а свои непосредственные. Мы уже забываем, как выглядит письмо, - помним только о мешках муки и сахара, которыми торгуют наши отделения. Денежный перевод становится экзотикой, а я большую часть рабочего времени трачу на эти дополнительные услуги. Да, это приносит значительно больше 25% прибыли, но почта - не магазин, не фирма.<BR>Можно, конечно, оптимизировать расходы: сократить сеть отделений, ездить за корреспонденцией раз в неделю и так далее, и мы сразу станем прибыльными и рентабельными".<BR><BR>