Бильбао конвертирует искусство в доллары

Всего за несколько лет своего существования Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания) коренным образом изменил экономику всего города.

<BR><BR>Всего за несколько лет своего существования Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания) коренным образом изменил экономику всего города.<BR>За 3 с лишним года, прошедших после открытия музея, Бильбао посетили 3,6 млн человек. Подавляющее большинство туристов приехали в город исключительно ради Гуггенхайма. Строительство обошлось в $100 млн. Однако музей быстро окупил себя и давно приносит прибыль. <BR><BR><B>Перестройка по-испански</B><BR>Бильбао ведет свою историю с 1300 года. Сегодня это крупнейший (400 тысяч жителей) город страны басков, одной из 17 автономных областей Испании. <BR>Бильбао - промышленный центр и главный торговый порт Испании. С XIX века здесь добывали и перерабатывали железную руду. Здесь много текстильных фабрик и предприятий химической промышленности.<BR>Запасы железной руды подошли к концу лет 30 назад. Упадок отрасли совпал с глубоким экономическим кризисом, в котором оказалась вся страна басков. Тогда и было принято поворотное решение: превратить промышленный центр в культурную столицу. Затея казалась невыполнимой. Массовый турист в Бильбао не ехал. Хотя здесь есть и старый город с готическим собором, в целом Бильбао красивым назвать нельзя.<BR>"Перестройка" началась в конце 80-х годов. Баски взялись за дело с размахом. Сегодняшний Бильбао - это, пожалуй, самая большая стройка Испании. Стучат отбойные молотки, шумят бульдозеры, работают краны. Повсюду ремонтируются старые дороги и прокладываются новые, расчищаются территории в центре города и перестраиваются старые здания. Стоимость всех мероприятий оценивается в $1,5 млрд.<BR>В Бильбао работают только самые известные современные архитекторы. Самым амбициозным проектом во всей "перестройке" стало открытие музея современного искусства. <BR><BR><B>Здание за коллекцию</B><BR>Коллекции современного искусства у басков не было. Но было огромное желание музей организовать. Возник совместный проект с Фондом Соломона Гуггенхайма. Сегодня он владеет самым крупным собранием современного искусства. <BR>Фонд создан в 1937 году. Его коллекция разрастается настолько стремительно, что выставочных площадей не хватает. Например, в здании музея Гуггенхайма на 5-й авеню в Нью-Йорке может быть выставлен лишь 1% экспонатов коллекции фонда. <BR>В 1991 году директор фонда Томас Кренс получил предложение участвовать в организации нового музея в Бильбао. Принцип был прост: здание - наше, коллекция - ваша. Строительство музея взялись финансировать испанское правительство, власти Бильбао и страны басков. Музейщики согласились. Проект Музея Гуггенхайма разработал американский архитектор Фрэнк О. Гери.<BR><BR><B>Сумасшедшая геометрия</B><BR>В лучах закатного солнца музей Гуггенхайма напоминает стальной цветок, распустившийся на берегу реки Нервион. Днем музей похож на огромного кита, который вынырнул на секунду из-под моста и готов снова уйти под воду. Горожане уже привыкли к музею, ни с чем здание не сравнивают, а называют фамильярно "Гуген".<BR>Если потрогать металлические стены здания, трудно поверить, что они не монолитны. Поверхность обшита титановыми листами толщиной всего 3 мм. Кривизна и размер каждого элемента покрытия рассчитывались на компьютере. Фрэнк О. Гери использовал специальную программу, разработанную для военных целей, в частности для обшивки сверхскоростных истребителей. Раньше титан использовался в оборонной промышленности, но отнюдь не в архитектуре.<BR>Внутри музея нет привычных выставочных залов. Пространство здания на трех этажах мобильно и легко трансформируется под каждую выставку. В этом заключалась одна из идей архитектора. В Гуггенхайме само перемещение зрителя от экспоната к экспонату становится художественным актом.<BR>Многие экспонаты необычны для человека, который ждет привычных картин или скульптур. Например, инсталляцию Дугласа Уилера, выставленную сейчас в Бильбао, описать невозможно. В белой комнате в форме огромного яйца глазу не за что зацепиться. Человек, который находится внутри, оказывается в мире без теней, без границ, без потолка и стен. Сюда стоит длинная очередь, равно как и к огромным лабиринтам Роберта Морриса и на выставку Джорджио Армани.<BR>Гуггенхайм - это не музей в привычном смысле. Фонд практически не располагает запасниками, а его экспозиция разделена между всеми музеями в Европе и Америке. Выставки в Бильбао сменяют одна другую, внутреннее пространство музея меняется, а зритель не успевает устать от одних и тех же интерьеров и экспонатов. В "Гуген" люди приходят всей семьей и на целый день, посещают музейный магазин, здесь же обедают. Ресторан музея считается одним из лучших в Бильбао. <BR>Менеджмент Фонда Гуггенхайма воплотил новую модель музея. Поскольку современное искусство - подвижная материя, а не застывший объект, музей перестает быть обычным собранием предметов, а становится произведением искусства. Наиболее отчетливо идея музея XXI века претворилась в жизнь именно в Бильбао. И успела принести ощутимую выгоду. Музей уже принес стране басков более $700 млн. Эти деньги туристы заплатили не только за входные билеты, но и за питание, размещение, покупки в Бильбао.