00:0003 сентября 200100:00
14просмотров
00:0003 сентября 2001
Люди, которые знают, с кем, когда, как курить и где, собственно, находится курилка, называются лоббистами. Слово "лоббирование" происходит от lobby, то есть кулуары, зал ожидания, курилка, Д то место, где часто все и решается.
<BR><BR>Люди, которые знают, с кем, когда, как курить и где, собственно, находится курилка, называются лоббистами. Слово "лоббирование" происходит от lobby, то есть кулуары, зал ожидания, курилка, Д то место, где часто все и решается. <BR>Успех бизнеса всех компаний зависит от качества контактов с государством. С налоговиками, пожарниками, законотворцами, силовиками и прочими, казалось бы, внерыночными службами. Независимо от того, является ли государство клиентом или же просто стеной. Так, 90% директоров успешных компаний незаметно для себя стали лоббистами или же менеджерами по связям с властями (government relations).<BR><B>Связи связями</B><BR>На сегодняшний момент, по оценке компании Ward Howell International, в России число независимых лоббистов (тех, кого можно нанять), чей доход начинается от $200 тыс. в год, варьируется между 10-30. Исторически и до сих пор этим занимались учредители компаний. Первая волна олигархов и представляла собой скорее лоббистов, чем руководителей, не расценивающих свои связи как отдельный бизнес. Исключение составляли западные компании, прежде всего табачники, которые сразу же обзавелись в России профессиональными лоббистами. <BR>"Первый заказ найти лоббиста мы получили со стороны крупной металлургической компании в 1997 году, и с тех пор довольно регулярно такие просьбы появляются, Д говорит Юрий Котлер, старший консультант Ward Howell International. Д В Москве необходимость в таком специалисте начинается с оборота примерно в $100 млн. У компании возникает потребность решать вопросы, касающиеся местных властей, а потом, допустим, влиять на законодательную базу". Естественным образом маститые GR-менеджеры оседают в Москве, в районе Госдумы и администрации Президента, то есть где вершатся законы, стоящие годовой зарплаты лоббиста. <BR>Как сообщили петербургские кадровые агентства, местные работодатели наделяют мини-лоббистскими обязанностями прежде всего генеральных директоров. Их "участь" часто разделяют менеджеры по логистике, если их задачи касаются работы с таможней. Иногда Д специалисты по связям с общественностью.<BR>Логично предположить, что, чтобы внедрить своего человека в государственные структуры, сначала его нужно из нее переманить. "Тем не менее мало кто из чиновников владеет чисто менеджерским качеством Д ориентацией на достижение результата. Кроме того, несмотря на опыт чиновников, связи имеют обыкновение устаревать, а контакты Д теряться", Д комментирует Юрий Котлер. Сильными лоббистами, сформировавшимися в рыночной среде, считаются выходцы из "оборонки", пивного, табачного и нефтяного бизнеса. <BR>Кроме того, в числе лоббистских "школ" называют администрацию Президента, компании "ЮКОСа" и корпорацию "Мост". "Менеджмент этих групп изначально был построен очень грамотно: руководители делегировали свои полномочия младшим менеджерам, что позволило вырастить несколько сильных GR-менеджеров", Д комментирует один из экспертов.<BR><B>Человек-невидимка</B><BR>GR-менеджер Д человек, как правило, невидимый для глаза в силу своей непубличности. "В России известный лоббист Д мертвый лоббист", Д считает Владимир Кисмерешкин, представитель Торгово-промышленной Палаты в органах власти. <BR>"Работа GR-менеджера рутинна: используя личные знакомства, нужно попадать в нужные коридоры власти, завязывать неформальные отношения с отраслевыми комитетами. После длительного "окучивания" наступает момент, когда уже можно начинать решать дела и назначать встречу чиновника с первым лицом компании, Д рассказывает один из петербургских GR-менеджеров. Д Успех дела зависит, скорее, от личных качеств менеджера. Один и тот же чиновник может быть лояльным к одной компании и менее терпимым к конкурентам в силу не всегда материальных причин". <BR>Лев Каплан, директор общественной организации "СоюзПетроСтрой", считает, что лоббирование интересов отдельной компании называется другим словом и что прежде всего лоббисты должны защищать интересы целой отрасли. <BR>"Работа лоббиста изменилась, Д соглашается Владимир Кисмерешкин. Д Раньше их чемоданы были наполнены деньгами, сейчас Д законопроектами. В Госдуме даже встает вопрос об общественной экспертизе перед принятием законов, как во Франции. Но российский менталитет никогда не примет лоббизм как публичный бизнес. Слишком много у нас решает власть, слишком тонкие отношения между бизнесом и государством".<BR><B>Бросок через плечо </B><BR>Кроме решения юридических проблем потенциальные GR-менеджеры перелопачивают большие потоки информации, анализируя, какое действие компании будет пользоваться спросом у властей, какое мероприятие нужный чиновник посетит лично. Там, собственно, и выяснится, что GR-менеджер с чиновником ходили в один детский сад и отдыхали на Кипре почти в одном номере. <BR>Установить контакты с властью часто помогают спонсорские рычаги. Например, сейчас большой популярностью пользуется вступление в "Общество друзей Эрмитажа", через которое можно получить контакты как с Москвой, так и с Петербургом. Отдельные акции также не мешают связям с властями. Например, в мае "Строймонтаж" подсветил Смольный: вряд ли после этого у губернатора не становится светлей на душе при слове "Строймонтаж". После того как БАЛТОНЭКСИМ БАНК отреставрировал Ростральные колонны и коней Клодта, банк также заработал себе очки, полезные при ведении операций с бюджетными деньгами. Вообще, памятники в этом смысле являются самым благодарным делом. На них город уже много лет не предусматривает бюджетных средств, что сделало из малых форм неофициальный буфер для контактов.