00:0007 мая 200200:00
15просмотров
00:0007 мая 2002
Со вступлением в силу 26 апреля 2002 года Закона №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" продажа государственной собственности частным лицам будет производиться только по конкурсу и по цене не ниже рыночной.
<BR><BR>Со вступлением в силу 26 апреля 2002 года Закона №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" продажа государственной собственности частным лицам будет производиться только по конкурсу и по цене не ниже рыночной.<BR>Дело в том, что новый закон исключает несколько способов приватизации, которые наиболее часто применялись раньше, в том числе продажу акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам и выкуп арендованного государственного или муниципального имущества. Взамен старых способов закон предлагает несколько новых: продажу государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, продажу государственного или муниципального имущества без объявления цены.<BR>Кроме того закон предусматривает продажу акций открытого акционерного общества через организатора торговли на рынке ценных бумаг. По оценке некоторых специалистов, этот способ приватизации в целом напоминает отчуждение акций по результатам конкурса или аукциона, а значит, так же как на конкурсе или аукционе, продажа акций не может осуществляться по цене ниже рыночной.<BR>Также закон сужает количество нормативных актов, регулирующих отношения приватизации, и тем самым расширяет сферу собственного действия. В том числе новый закон актуален для земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости, а также для объектов социального и культурного назначения. Статья 30 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрещает приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия объектов здравоохранения, образования, культуры, объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, а также жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.<BR><BR><B>Льготы для энергетиков</B><BR>Новый закон также не допускает приватизацию зданий, строений и сооружений без одновременной приватизации земельных участков. Согласно действовавшим ранее нормативным актам приобретение в собственность земельных участков под приватизируемыми предприятиями допускалось лишь после продажи государством или муниципальным образованием 75% акций в собственность юридических и физических лиц. Таким образом, новый закон о приватизации приведен в соответствие с федеральным Законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". О стремлении чиновников ужесточить контроль над приватизацией федеральной собственности говорит тот факт, что теперь эта процедура будет осуществляться на основании ежегодных прогнозных планов, утверждаемых Правительством РФ. При этом сделано исключение для акций ОАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России", а также федеральных государственных унитарных предприятий в сфере железнодорожного транспорта. Порядок планирования приватизации этих организаций должен регулироваться специальными федеральными законами. Порядок планирования приватизации имущества субъектов Федерации и муниципальных образований определяется соответственно органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
<BR><BR><B>Опись перед продажей</B><BR>По сравнению с предыдущим законом о приватизации новый документ более подробно описывает процедуру определения состава имущества, подлежащего приватизации. Перечень имущества включается в передаточный акт, составляемый на основе акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах унитарного предприятия в отношении них. Передаточный акт должен содержать расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, а в случае создания акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия -- сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.<BR>Хотя Закон о приватизации не устанавливает порядка определения размера уставного капитала, но, по мнению специалистов, судя по смыслу ст. 11 Закона о приватизации, он должен соответствовать балансовой стоимости активов преобразуемого предприятия.<BR><BR><B>Комментарии</B><BR>Андрей Пархоменко, директор ООО "Меркурий" (производство мягкой мебели):<BR>Новый закон о приватизации впрямую затрагивает интересы представителей среднего бизнеса, которые арендуют государственное имущество. Закон предлагает арендаторам соревноваться на конкурсах и аукционах с серыми деньгами, крупным бизнесом и с монополистами! "Честные" конкурсы и аукционы -- это благие намерения, которыми выстлан путь к могиле среднего и малого бизнеса. Цены, сроки, условия и порядок проведения аукционов -- это почва для коррупции, а использование принципа "побеждает самый богатый" приведет к большей монополизации и к росту цен. Я считаю, что необходимо предоставить арендаторам первоочередное право выкупа арендуемого объекта с рассрочкой и по цене ниже рыночной. Также за счет воплощения в жизнь этого закона государство получает "много денег и сразу", но при этом увеличиваются безработица и социальная напряженность в обществе.<BR><BR>Андрей Савич, адвокат, член президиума Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов:<BR>Отличительной чертой нового Закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" является почти полный переход на рыночную почву при отчуждении государственного и муниципального имущества в пользу частных юридических и физических лиц. Одним из важнейшим свидетельств этого является то, что в самом законе, в частности в статье 2, провозглашается юридическое равенство всех покупателей в их правах на приобретение приватизируемого имущества, т.е. отказ от предоставления льгот тем или иным категориям покупателей. На мой взгляд, это революционный момент, отказ от популизма в угоду рыночным принципам -- это один из принципиальнейших и важнейших моментов нового закона. Законодатель впервые отказывается от предоставления льгот членам трудового коллектива предприятия. Они не вправе больше получать привилегии ни по цене отчуждаемого имущества, ни по срокам, ни по способам приватизации, а участвуют в приватизации практически на тех же условиях, что и все остальные потенциальные покупатели. Вместе с тем закон вводит ограничения на участие в приватизации для отдельных категорий потенциальных участников приватизации. Например, для иностранных юридических и физических лиц такие ограничения вполне понятны и оправданы и отвечают интересам национального капитала. Второй важнейшей особенностью настоящего этапа является практически полный отказ от приватизации по искусственно определяемой (а соответственно, заниженной) цене, а провозглашается курс на приватизацию имущества на условиях реально сложившейся конъюнктуры. Конечно, было бы наивным полагать, что и тут не будет никаких отступлений от этого принципа, никаких злоупотреблений со стороны участников рынка, но сама постановка вопроса уже заслуживает уважения. В соответствии с новым законом приватизация возможна только по рыночной цене, и закон дает достаточно подробное разъяснение этого сложного понятия, не исключая процедуры снижения цены в случае отсутствия спроса на то или иное имущество, даже вводя особый способ приватизации -- без указания стоимости приватизируемого имущества. Не хочу показаться вульгарным, но должен сказать, что "приватизационная халява" практически закончилась, с принятием нового Закона закончился этап "дешевой" приватизации.