Строители платят жителям за согласие

Чтобы решить проблему противодействия строительству, застройщики иногда удовлетворяют запросы шантажистов

Чтобы решить проблему противодействия строительству, застройщики иногда удовлетворяют запросы шантажистов<BR> СПб. Конфликт, возникающий между застройщиком и жителями соседних домов, заставляет обе стороны в чем-то уступать. Застройщику компромисс может "влететь в копеечку". <P> На территориях уплотнительной застройки строителям приходится активно работать с общественностью.<BR> Чаще всего люди, интересы которых, по их мнению, нарушены варварским вторжением строителей, не воспринимают доводы застройщика. Последние пускают в ход "тяжелую артиллерию": договариваются с муниципалами, подкупают наиболее активных граждан, на общественных слушаниях разыгрывают спектакли с "подсадными" жильцами. По словам строителей, сегодня по-другому никак.<BR> <B>Поле боя</B><BR> Общественные слушания -- эпицентр противостояния интересов жильцов и строителей. "Не бывает общественных слушаний, когда жильцы говорят, что поняли аргументы строителей и согласны с ними. Как правило, через пять минут после начала рассказа о проекте, еще не дослушав до конца, толпа людей начинает орать и обвинять. Стали случаться драки", -- рассказывает Евгений Наталенко, директор управления подготовки проектов ЗАО "Северный город". По его словам, сегодня практически любое строительство воспринимается как уплотнительная застройка. "Зачастую люди забывают о том, что строительство -- это еще и социально ответственный бизнес, который дает новое жилье, инфраструктуру и деньги в городской бюджет. Но об этом, как правило, не думают, верх берут зачастую откровенно личные интересы".<BR> <B>Жажда наживы</B><BR> "Иногда мы сталкиваемся со случаями хорошо организованного системного противодействия нашим планам, -- говорит Виталий Вотолевский, генеральный директор ЗАО "Петербургстрой SKANSKA". -- Основные причины -- либо желание муниципалов заработать себе на этом противодействии политический капитал, либо просто корыстные интересы, например, владельцев стоящих на территории пятна гаражей или открытых автостоянок и т.д.".<BR> По словам застройщиков, сегодня им приходится использовать новые методы борьбы в противостоянии с местным населением. Притесняемые жильцы, в свою очередь, понимая заинтересованность строителей в их территории, тоже меняют тактику.<BR> Часто компромисс заключается в том, что местное население не противодействует, если строители возьмутся за озеленение близлежащих территорий или что-нибудь починят. Однако, по словам строителей, "нередки случаи, когда общественные слушания переходят в ситуацию шантажа и рэкета строителей". "Я выскажу поддержку строительству -- поставьте мне стеклопакеты, отремонтируйте мою парадную, дайте мне бесплатно гараж в паркинге вашего дома!" -- рассказывает о беспределе жильцов Евгений Наталенко. -- И это еще не самый плохой вариант. А ведь часто говорят что-то вроде: "Вы мне загораживаете свет своим домом, поэтому заберите мою квартиру и дайте квартиру в доме, который вы будете строить".<BR> "Без шантажа не обходится строительство ни одного дома, -- поддерживает коллегу Вячеслав Семененко, вице-президент корпорации "Петербургская Недвижимость". -- И нам приходится удовлетворять запросы отдельных шантажистов, чтобы как-то решить проблему".<BR> <B>Изучение интересов</B><BR> Работа с общественностью обычно начинается за некоторое время до проведения общественных слушаний. "Северный город" использует его для проведения мониторинга настроений местных жителей. "До начала общественных слушаний мы заказываем исследование с целью выяснить, чего людям не хватает, что бы они хотели привнести в свой район, какие существуют потребности. Не их частные, а те, которые связаны с благоустройством района, качеством дорог, наличием детских площадок, мест для отдыха и пр., -- говорит Евгений Наталенко. -- Выводы исследования ложатся в основу предложений жителям. И до слушаний мы можем предпринять какие-то действия, чтобы на общем собрании говорить уже о конкретных вещах".<BR> <B>Работа с посредником</B><BR> Практика показывает, что застройщику проще договариваться не напрямую с жителями, а через их представителей -- председателей домовых комитетов и муниципалов. Вячеслав Семененко вообще уверен, что это единственно возможная форма взаимодействия, т.к. спокойно общаться с жильцами не получается. Впрочем, и наладить отношения с муниципалами непросто. "Как только речь заходит о строительстве нового объекта, представители муниципальных округов сразу занимают позицию обороны. Они изначально настроены выступить с запретом на строительство. Но если все документы на объект в порядке, понятно, что причин для запретов не остается. И тогда люди просто теряются и не могут придумать, что можно предъявить застройщикам или потребовать от них. Поэтому часто мы сами начинаем предлагать им какие-то полезные решения -- отремонтировать парадные, построить детские площадки и т.п.".<BR> По словам Евгения Наталенко, с муниципалами можно работать, и можно добиться от них поддержки проектов. Но все очень сильно зависит от конкретных людей и той политической ситуации, которая в данный момент существует. Во время выборов муниципалы не пренебрегают использованием своего положения и позиции в личных целях. <P> <B>есть Мнение</B><BR> Сергей Загудалин, генеральный директор ЗАО "М-Индустрия":<BR> "На достижение договоренностей с жителями прилегающих домов мы тратим до $50 тыс. на один объект. Мы устраняем проблему в комплексе через удовлетворение общедомовых интересов, а не частных.<BR> На шантаж не поддаемся, у нас на этот счет совершенно четкая позиция. Даже если существует лидер мнений, который нас шантажирует, мы не пойдем ему навстречу. Один лидер уйдет, но тут же может появиться второй.<BR> Если люди встречаются с нами и пытаются о чем-то договориться, тогда мы можем что-то обсуждать. Но чем больше нас пытаются шантажировать, тем тверже становится наша позиция. Вплоть до обратных активных действий". <P> <B>на заметку</B><BR> - Ряд строительных компаний к участию в общественных слушаниях привлекает "актеров", которые играют роль жильцов и выполняют задачи психологической поддержки застройщиков. Они задают нужные застройщику вопросы, обращаются к реальным жильцам с месседжами, которые основываются на констатации факта будущего строительства ("Все равно дом будет построен. Давайте лучше выясним сроки, условия...").<BR> - "Актеров", как и на выборах (сама по себе технология пришла из политики), набирают из числа миловидных пенсионерок и заранее инструктируют на предмет поведения в различных ситуациях. Стоимость оплаты одного актера составляет от 150 до 500 рублей за участие в одних слушаниях. Сумма зависит от числа заданных вопросов и умения играть свою роль.<BR> - Евгений Наталенко, директор управления подготовки проектов компании "Северный город", говорит, что сегодня без участия "актеров" сложно пройти через слушания. "Город не должен терять деньги, которые он может получить от нового строительства, просто потому, что кто-то из жителей близлежащих домов не готов изменить путь, которым он ходил домой последние 10 лет, даже если он проходил через пустырь, заросший камышом или диким кустарником и "украшенный" собачьми экскрементами. Порой это основание для того, чтобы проект не состоялся, а другие люди не могли приехать и жить в этом районе со своими семьями, родителями и детьми. Должны быть справедливость и баланс всех интересов".<BR> - По мнению экспертов, недостаток этой технологии в том, что обычно "актеры" не проживают в районе, где ведется строительство. Поэтому незнакомые лица в зале могут вызвать подозрение у настоящих жильцов. Бывали случаи разоблачения.