Марк Захаров: "Решаю все равно я"

СПб. В Петербурге на гастролях один из самых "звездных" театров -- Московский Ленком. Марк Захаров руководит Ленкомом 30 лет, "собирателем" звезд себя не считает.-- Тяжело удерживать под одной крышей такой коллектив?

СПб. В Петербурге на гастролях один из самых "звездных" театров -- Московский Ленком. Марк Захаров руководит Ленкомом 30 лет, "собирателем" звезд себя не считает.-- Тяжело удерживать под одной крышей такой коллектив?<BR><br>-- Специально я такую "сборную команду" не делаю, у меня и таких экономических ресурсов нет, чтобы привлекать звезд. Это происходит внутри театра -- многолетняя трудная работа по воспитанию и формированию людей, которые составляют его основу. Сейчас стало сложно, потому что появилось много соблазнов и заработки московских артистов на стороне не сопоставимы с тем, что они получают в театре. А для меня очень важно сохранить театр репертуарный, стационарный, театр-дом.<br><P><br>-- И как Вы решаете эту проблему?<BR><br>-- У нас есть такая договоренность. Если человек ко мне подходит и говорит: у меня есть возможность хорошо заработать, можно я часть репетиционного периода буду неактивен? Я говорю: да, но потом наступит у нас месяц, ну полтора, когда надо будет ухудшить семейный бюджет. А до этого я стараюсь идти им навстречу, и взаимоотношения с ведущими артистами у нас на сегодняшний день достаточно приличные.<br><P><br>-- А как Вы реагируете, когда актеры Вашего театра создают собственные театральные антрепризы (например, Александр Абдулов)?<BR><br>-- Я понимаю, что даже если я буду кричать, топать ногами и впаду в истерику, все равно я не изменю экономическую ситуацию. Поэтому надо находить компромиссные варианты, переходные формы от, скажем, феодально-крепостнических отношений театра 30-50-х годов к некоему свободному, но очень крепкому содружеству.<br><P><br>-- На чем держится такое сотрудничество?<BR><br>-- Я слежу за тем, чтобы не обижать артистов. Иногда приходится выходить на нелицеприятный разговор, но -- наедине, а если при коллективе -- это в редчайших случаях. Они могут говорить мне после спектакля или генеральной репетиции все, что думают -- такое у нас правило. Но есть и другое правило: решаю все равно я. Я все это суммирую, забываю, и они мне подчиняются как солдаты на военной службе.<br><P><br>-- Хозяйственные проблемы часто отвлекают Вас от творчества?<BR><br>-- Экономическими, организационными и хозяйственными вопросами занимается наш директор, Марк Варшавер. Только при крайних сложностях я подключаюсь в качестве лоббиста -- иду в московское правительство, к мэру, и делюсь с ним проблемами. Но делаю я это очень редко и в основном стараюсь в это не влезать. Хотя, конечно, интересуюсь, какова цена моих фантазий и сколько я вместе с художником могу себе позволить, а где я должен себя дисциплинировать.<br><P><br>-- Спектакль "Все оплачено", привезенный в Петербург, -- совместная постановка театра Ленком и американской продюсерской группы "HWJC". Подобные антрепризы -- это один из способов решения экономических проблем?<BR><br>-- Да, мы все ищем разные способы вхождения в новую экономическую систему, каждый по-своему. Табаков в МХАТе разделил труппу на три группы -- основной состав, переменный и вспомогательный. У нас такого деления нет. Еще одним способом станет, к сожалению, повышение цен на билеты -- сейчас они не соответствуют мировому и европейскому уровню. Хотя здесь, конечно, могут быть возражения -- мы ведь и зарплаты другие получаем...<br><P><br>-- И до каких пор будете повышать цены?<BR><br>-- До известных. Есть, наверное, какая-то граница, ее надо почувствовать и осознать -- и с помощью экономики, и с помощью психологии. Куда не надо лезть, за какую красную черту. Это сложный вопрос и отдельный большой разговор.<br><P><br><B>биография</B><BR><br><B>МАРК Захаров</B><BR><br>- Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России, профессор. Родился в 1933 г.<BR><br>- В 1955 г. окончил актерский факультет РАТИ (ГИТИС им. А.В. Луначарского).<BR><br>- Режиссурой начал заниматься в 1956 г., в 1965-м был приглашен в Московский театр сатиры, а с 1973-го возглавляет Московский театр им. Ленинского комсомола, позднее переименованный в Московский театр Ленком.<BR><br>- С приходом Захарова этот театр стал одним из наиболее популярных в стране, многие его работы вошли в историю российской режиссуры: "Тиль", "Юнона и Авось", "Поминальная молитва", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Чайка", "Варвара и еретик" и другие. Самые известные кинематографические работы Захарова -- "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви", "Убить дракона".