Главный барометр отношения общества к бизнесменам – подход российских кинематографистов к образу предпринимателя. Побаивался в начале 1990-х народ жуликоватых кооператоров, и именно такими они представали на экранах. Неотъемлемая часть обаяния эпохи середины 90-х – бритоголовые "новые русские" в непременных малиновых пиджаках в жизни и в кино.
Далее – могущественные олигархи в конце 1990-х – начале 2000-х, и сегодня –
поджарые холерики в элегантных костюмах (вспомните сериал "Не родись красивой").
За 15 лет существования образ предпринимателя в российском кино хоть и
худо-бедно трансформировался, но остался сугубо отрицательным и
поверхностным.
Слово "бизнесмен" с начала 1990-х носило саркастический, негативный оттенок –
достаточно вспомнить комедию "Про бизнесмена Фому" (1993), главный герой которой
решил построить у себя в деревне кооперативный платный туалет. А герой Николая
Фоменко в фильме "Старые клячи" (2000) обманом завладел огромной квартирой с
видом на Кремль, принадлежащей одной из главных героинь.
"Нельзя говорить о какой-то эволюции образа бизнесмена в российском кино,
поскольку, как и другие социальные образы, он остается на экране чем-то
абстрактным, – считает кинокритик Михаил Трофименков ("Коммерсант"). – Ни в
одном фильме, герой которого – бизнесмен, не объясняется, чем он, в конце
концов, конкретно занимается. "Владелец заводов, газет, пароходов" – вот и все.
Точно так же ни в одном фильме, где действуют студенты, зрителю не сообщается,
чему именно они учатся".
"Есть три фильма, которые можно считать вехами развития этой темы, –
продолжает Михаил Трофименков. – Это "Асса" Сергея Соловьева, где впервые
появились "маски" персонажей кинематографа последующих 20 лет – "левак",
"содержанка" и "теневик", будущий бизнесмен. Второй фильм – "Олигарх" Павла
Лунгина. Что характерно, тему взлета и падения русского олигарха режиссер
наложил не на схему "Титана" Драйзера или "Гиганта" Стивенса, а на гангстерскую
схему "Однажды в Америке". Наконец, третья веха – "Жмурки" Алексея Балабанова,
первая попытка жесткого анализа того, откуда выросли бизнесмены нового времени".
Не видит развития образа бизнесмена и кинокритик Станислав Зельвенский: "В
1990-х предприниматели изображались карикатурно, в виде "новых русских" в
красных пиджаках. Но и прототипы, надо сказать, были весьма карикатурными
персонажами. Сегодня всего этого уже нет, однако нет и чего-то кардинально
нового. В нашем кино по-прежнему преобладает негатив по отношению к
героям-бизнесменам. А вообще мир деловых людей скорее интересен производителям
телесериалов, нежели кинематографистам".
Генеральный директор компании "Лидер Спорт" Павел Бадыров, известный зрителям
по актерским работам в фильмах о российском бизнесе, придерживается другой точки
зрения: "Образ бизнесмена в российском кино в течение последних 10–15 лет
изменился так же, как изменились и сами бизнесмены в реальной жизни. В начале
1990-х он был предельно карикатурным, потому что таких персонажей было более чем
достаточно. Сейчас наши бизнесмены уже стали похожи на своих коллег, которых
показывают в западных фильмах. И в отечественном кино все это уже начинает
присутствовать. Показываются продажи крупных предприятий, рейдерские захваты –
все то, что существует в реальной действительности. Сериалы в силу своей
длительности располагают большими возможностями для отображения каких-то
деталей. В кино ставится задача показать явление, там совершенно необязательно
раскрывать специфику работы. Профессия героя – прежде всего его социальный
статус, образ мыслей. В сериалах же не обойтись без подробностей, поэтому если
герой – бизнесмен, непременно будет разжевано, чем именно он занимается, с кем
ведет переговоры..."