Как "рисует" бизнесмена российское кино

Автор фото: www.shop-beauty.ru

Главный барометр отношения общества к бизнесменам – подход российских кинематографистов к образу предпринимателя. Побаивался в начале 1990-х народ жуликоватых кооператоров, и именно такими они представали на экранах. Неотъемлемая часть обаяния эпохи середины 90-х – бритоголовые "новые русские" в непременных малиновых пиджаках в жизни и в кино.

Далее – могущественные олигархи в конце 1990-х – начале 2000-х, и сегодня – поджарые холерики в элегантных костюмах (вспомните сериал "Не родись красивой"). За 15 лет существования образ предпринимателя в российском кино хоть и худо-бедно трансформировался, но остался сугубо отрицательным и поверхностным.
Слово "бизнесмен" с начала 1990-х носило саркастический, негативный оттенок – достаточно вспомнить комедию "Про бизнесмена Фому" (1993), главный герой которой решил построить у себя в деревне кооперативный платный туалет. А герой Николая Фоменко в фильме "Старые клячи" (2000) обманом завладел огромной квартирой с видом на Кремль, принадлежащей одной из главных героинь.
"Нельзя говорить о какой-то эволюции образа бизнесмена в российском кино, поскольку, как и другие социальные образы, он остается на экране чем-то абстрактным, – считает кинокритик Михаил Трофименков ("Коммерсант"). – Ни в одном фильме, герой которого – бизнесмен, не объясняется, чем он, в конце концов, конкретно занимается. "Владелец заводов, газет, пароходов" – вот и все. Точно так же ни в одном фильме, где действуют студенты, зрителю не сообщается, чему именно они учатся".
"Есть три фильма, которые можно считать вехами развития этой темы, – продолжает Михаил Трофименков. – Это "Асса" Сергея Соловьева, где впервые появились "маски" персонажей кинематографа последующих 20 лет – "левак", "содержанка" и "теневик", будущий бизнесмен. Второй фильм – "Олигарх" Павла Лунгина. Что характерно, тему взлета и падения русского олигарха режиссер наложил не на схему "Титана" Драйзера или "Гиганта" Стивенса, а на гангстерскую схему "Однажды в Америке". Наконец, третья веха – "Жмурки" Алексея Балабанова, первая попытка жесткого анализа того, откуда выросли бизнесмены нового времени".
Не видит развития образа бизнесмена и кинокритик Станислав Зельвенский: "В 1990-х предприниматели изображались карикатурно, в виде "новых русских" в красных пиджаках. Но и прототипы, надо сказать, были весьма карикатурными персонажами. Сегодня всего этого уже нет, однако нет и чего-то кардинально нового. В нашем кино по-прежнему преобладает негатив по отношению к героям-бизнесменам. А вообще мир деловых людей скорее интересен производителям телесериалов, нежели кинематографистам".
Генеральный директор компании "Лидер Спорт" Павел Бадыров, известный зрителям по актерским работам в фильмах о российском бизнесе, придерживается другой точки зрения: "Образ бизнесмена в российском кино в течение последних 10–15 лет изменился так же, как изменились и сами бизнесмены в реальной жизни. В начале 1990-х он был предельно карикатурным, потому что таких персонажей было более чем достаточно. Сейчас наши бизнесмены уже стали похожи на своих коллег, которых показывают в западных фильмах. И в отечественном кино все это уже начинает присутствовать. Показываются продажи крупных предприятий, рейдерские захваты – все то, что существует в реальной действительности. Сериалы в силу своей длительности располагают большими возможностями для отображения каких-то деталей. В кино ставится задача показать явление, там совершенно необязательно раскрывать специфику работы. Профессия героя – прежде всего его социальный статус, образ мыслей. В сериалах же не обойтись без подробностей, поэтому если герой – бизнесмен, непременно будет разжевано, чем именно он занимается, с кем ведет переговоры..."