Простота оформления офиса объясняется тем, что по большей части компании являются арендаторами бизнес-центров, и у них нет мотивации заказывать серьезный проект. Чаще всего офис - это функциональное, удобное помещение, наполненное стандартной недорогой мебелью. Вкладывать значительные финансы в интерьер офиса сегодня готова далеко не каждая компания.
Культура рабочего места в России развита слабо, нам еще только предстоит
осознать важность того пространства, в котором мы проводим большую и самую
активную часть дневного времени. Стандарт рабочих условий существования включает
достаточное освещение, определенную высоту потолков, размер помещений (с
фиксированным числом человек, работающих одновременно), набор инженерных
коммуникаций (в том числе и информационных, как скоростной безлимитный Интернет,
качественная связь).
Виктория Шапкина, дизайнер, рассказывает, что даже если собственник помещения
заказывает проект, разрабатывается в основном представительская часть офиса,
зона работы с клиентом. «Вестибюль, лестница, кабинет директора - вот, пожалуй,
и все, на что рассчитан бюджет даже самого «продвинутого» проекта. Зачем
руководству разрабатывать интерьер для программистов и бухгалтеров?» - говорит
Виктория.
Следует отметить, что жесткое зонирование офисного пространства сейчас не
особенно актуально. Наоборот, в ходу американский опыт создания единого
пространства, где нет отдельных кабинетов, а рабочие места разделены легкими
прозрачными перегородками. Американцы уверяют, что подобное решение офисного
интерьера вызвано демократическими веяниями, но российский взгляд: начальнику
удобнее наблюдать за качеством работы подчиненных, которые постоянно на
виду.
Отношения дизайнера по интерьеру и собственника бизнес-центра только начинают
выстраиваться. Пока вкус заказчика многое решает, но и дизайнер должен уметь
убеждать. «Я откажусь делать интерьер, если желания заказчика мне не близки,
просто жалко тратить время на такой проект. Заказчик должен понимать, что офис -
это лицо фирмы, и тогда с ним интересно работать», - считает Андрей Галушко,
руководитель архитектурно-строительного бюро Studio Practica.
Профессионализм архитектора проявляется помимо всего прочего и в том, что он
не возьмется за несвойственный ему стиль, направление. Так у каждой
архитектурной студии вырабатывается диапазон работы. Безусловно, сейчас, когда
бизнес-центры строятся по всему городу, соответствующий сегмент интерьерного
рынка будет расширяться. Но для того чтобы в бюджете фирмы появилась строка
«дизайн-проект интерьера офиса», должна кардинально измениться ментальность
заказчика, а это требует длительного времени.
В реконструированных зданиях в центре интерьер тяготеет к классическому,
имперскому стилю, и подобное решение можно понять. Например, комплекс
бизнес-центра B&D «Петрохолдинг» на наб. Макарова, 22 (проектное бюро
«А.Лен»), решен «под классику». «Колонны с каннелюрами и полированный гранит в
сочетании с современными материалами (цельное стекло) - способ интеграции
современного интерьера в исторический контекст», - считает Рената Андреева,
заместитель начальника архитектурного отдела проектного бюро «А.Лен».